Прокуратура города разъясняет, что в соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и за-работка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
На основании п. 2 ст. 3 вышеуказанного Закона, решение о признании гражда-нина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости пас-порта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяю-щих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по по-следнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалифика-ции.
Вместе с тем, по жалобе гражданина Чайковского М.В. Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил что, положения пунктов 1 и 2 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» не предполагают возможность отказа органов службы за-нятости в признании безработными граждан, прекративших индивидуальную пред-принимательскую деятельность либо стремящихся возобновить трудовую деятель-ность после длительного (более одного года) перерыва, только на том основании, что ими не представлена справка о среднем заработке за последние три месяца по по-следнему месту работы.
Конституционный Суд признал разумным и обоснованным требование о пред-ставлении в службу занятости безработными гражданами паспорта и трудовой книж-ки, как основного документа о трудовом стаже работника, в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса РФ. Поскольку именно эти документы позволяют идентифици-ровать личность гражданина и определить основание и давность прекращения им трудовой деятельности, а также подобрать ему подходящую работу. Так как, подбор подходящей работы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 года N 891 должен осуществляться с учетом профессии, должности, вида дея-тельности, уровня образования и квалификации соискателя, то служба занятости име-ет право потребовать документы об образовании и получении квалификации. Однако требовать от гражданина обязательного предоставления сведений о его среднем зара-ботке является избыточным.
Кроме того, конституционно-правовой смысл положений пунктов 1 и 2 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ», является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Таким образом, трудоспособным гражданам не может быть отказано в признании их безработными только на том основании, что ими не представлена справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.