В связи с принятием Постановления Правительства РФ от 15.07.2021 № 1205 внесены изменения в Положение о паспорте гражданина Российской Федерации.

В настоящий момент паспорт гражданина Российской Федерации, подлежащий замене при достижении гражданами возраста 20 и 45 лет, действует до получения нового, но может быть продлен не более чем до 90 дней.

Ранее действующее законодательство предусматривало, что документ становился недействительным сразу после достижения соответствующего возраста.

Теперь граждане, достигшие 14 лет, вправе подать документы для оформления первого своего паспорта в течение 90 дней, а не 30, как было ранее.

Начиная с 1 июля 2022 года срок оформления российского паспорта составит не более 5 рабочих дней вне зависимости от того, подано ли заявление по месту жительства или по месту пребывания. Сейчас срок оформления паспорта составляет 10 дней при условии подачи документов по месту жительства, и 30 дней – во всех остальных случаях.

Граждане обязаны бережно хранить паспорт. За утрату основного документа, удостоверяющего личность гражданина (ст. 19.16 КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа.

Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ. За совершение указанного административного правонарушения гражданин может быть подвергнут административному штрафу в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Частью второй указанной статьи установлена ответственность за невыполнение указанных требований водителем транспортного средства, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, в виде административного ареста на срок от десяти до пятнадцати суток или наложения административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с требованиями КоАП РФ не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей.

При этом, если один год с момента исполнения наказания по ст. 12.26 КоАП РФ не истек, и гражданин вновь повторно управлял транспортным средством в нетрезвом виде, либо отказался от прохождения освидетельствование на состояние опьянения, его действия состав преступления, предусмотренный ст. 264.1 УК РФ.

За преступление, предусмотренное ст. 264.1 УК РФ может быть назначено наказание в виде: штрафом в размере от 200 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Кроме того, санкция указанной статьи предусматривает обязательное назначение дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Порядок рассмотрения обращений граждан урегулирован Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон).

Указанный порядок применяется к обращениям и граждан России, иностранцев и лиц без гражданства и обязателен не только для государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных учреждений, но и для юридических лиц, осуществляющих публично значимые функции.

Граждане вправе обращаться (лично или коллективно) в государственные органы, органы местного самоуправления, в государственные и муниципальные учреждения, иные организации, выполняющие публично значимые функции. Причем обращение возможно как в сами органы и организации, так и к их должностным лицам.

Письменное обращение должно содержать наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Также в обращении должна быть изложена суть предложения, заявления или жалобы, поставлена личная подпись заявителя и дата.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии. Аналогичные правила применимы к обращению в виде электронного документа.

Письменное обращение отправляется в тот орган или тому должностному лицу, в чьей компетенции находится решение поставленного вопроса (как правило, это можно узнать путем изучения материалов на официальном сайте органа).

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Если обращение поступило в форме электронного документа, то ответ также направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении. Если обращение поступило в письменной форме, то ответ направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.

Не рассматриваются обращения, содержащие нецензурные либо оскорбительные выражения, а также обращения, текст которых не поддаётся прочтению.

В случае, если в обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались ответы по существу, может быть принято решение о прекращении переписки.

В соответствии с Федеральным законом письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней и рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В исключительных случаях, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

Накопление коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных, в силу Правил обращения с коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, должно обеспечиваться на контейнерных площадках, бремя содержания которых на придомовой территории возложено на собственников помещений многоквартирного дома, а не входящих в состав общего имущества на органы местного самоуправления муниципальных образований.

Крупногабаритные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений) подлежат вывозу в общем порядке посредством размещения их на контейнерных площадках.

Отходы, образующиеся при капитальном ремонте жилых помещений (панели и плиты для перегородок, гипсокартонные листы, вент-блоки и пр.), не являются коммунальными, их сбор и вывоз должны быть обеспечены собственниками или пользователями помещений с привлечением организаций, имеющих лицензию.

Федеральным законом от 01.07.2021 N 258-ФЗ внесены изменения в статью 264.1 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость.

Согласно новой редакции уголовного закона, в статью 264.1 УК РФ введена часть 2, которая регламентирует ответственность за управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, имеющим судимость за совершение в состоянии опьянения преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспорта) либо настоящей статьей.

Диспозиция части 1 указанной статьи предусматривает уголовную ответственность за совершение лицом аналогичных действий, если оно подвергнуто административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

По сравнению с ч. 1 ст. 264.1 УК РФ санкция ч. 2 ст. 264.1 УК РФ предусматривает более суровое наказание: штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо принудительные работы на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до трех лет.

Кроме того, санкция ч. 2 ст. 264.1 УК РФ предусматривает обязательное назначение дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет.

Указанные изменения обусловлены повышенной общественной опасностью преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, совершенных в состоянии опьянения.

Согласно законодательству Российской Федерации домашние животные признаются собственностью их владельцев, которые должны их содержать, осуществлять за ними надзор, обеспечивать надлежащий уход, при владении ими не нарушать права и интересы других граждан.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к общим требованиям к содержанию животных их владельцами относится, в том числе, обеспечение надлежащего ухода за животными.

В силу статьи 13 названного Закона при выгуле домашнего животного необходимо исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного во дворах многоквартирных домов, на детских и спортивных площадках; обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования; не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.

Выгул потенциально опасной собаки допускается только в наморднике и на поводке независимо от места выгула. Исключением является случай, когда такая собака находится на огороженной территории, принадлежащей ее владельцу. При этом, о наличии такой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.

Перечень потенциально опасных собак, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2019 №2 974, в который включены 12 пород собак.

За нарушение правил содержания животных и обращения с ними предусмотрена ответственность статьей 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения) в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей.

Мурманской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (далее - спецпрокуратура) в сентябре 2021 г. проведена плановая надзорная проверка исполнения администрациями исправительных учреждений УФСИН России по Мурманской области требований уголовно - исполнительного законодательства Российской Федерации при предоставлении осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, телефонных разговоров.

При проведении проверки спецпрокуратурой выявлены нарушения закона в части несоблюдения администрациями исправительных учреждений режимных требований при реализации осужденными к лишению свободы права на телефонные разговоры, а именно: отсутствие в заявлениях осужденных о предоставлении телефонных разговоров предусмотренных законом сведений, а также отсутствие в исправительных колониях соответствующей служебной документации, предусмотренной ведомственными нормативно - правовыми актами, для осуществления контроля телефонных разговоров осужденных.

По итогам проверки спецпрокуратурой начальникам исправительных учреждений области внесены представления с требованиями об устранении допущенных нарушений закона.

Устранение администрациями исправительных колоний выявленных нарушений закона находится на контроле спецпрокуратуры.

В соответствии с положениями статьи 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.

К осужденным по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. Личные встречи предоставляются без ограничения их числа продолжительностью до двух часов каждая с соблюдением действующих на территории учреждения, исполняющего наказание, правил внутреннего распорядка в присутствии представителя администрации учреждения. По заявлению осужденного и с письменного согласия священнослужителя личная встреча, в том числе для проведения религиозных обрядов и церемоний, предоставляется наедине и вне пределов слышимости третьих лиц с использованием технических средств видеонаблюдения. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается проведение религиозных обрядов и церемоний, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений при наличии возможности выделяет соответствующее здание (сооружение, помещение) на территории учреждения, исполняющего наказание, и обеспечивает соответствующие условия, определяемые соглашениями о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями.

Тяжело больным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды и церемонии с приглашением священнослужителей.

Мурманской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (далее - спецпрокуратура) в августе 2021 г. проведены надзорные проверки исполнения администрациями исправительных учреждений УФСИН России по Мурманской области требований уголовно ¬исполнительного законодательства, регламентирующего предоставление осужденным свиданий.

В ходе настоящей проверки спецпрокуратурой дана оценка деятельности администраций исправительных учреждений в части материально - бытового обеспечения комнат длительных свиданий, соблюдение требований пожарной безопасности и инструктажа прибывающих на длительные свидания граждан, ведения соответствующих журналов регистрации вводных инструктажей о мерах пожарной безопасности с лицами, прибывающими на длительные свидания с осужденными и учета лиц, прибывающих на длительные свидания а также карточек учета свиданий, выдачи посылок, передач и бандеролей.

При проверке выявлены факты необеспечения в полном объеме комнат длительных свиданий предметами мебели, инвентаря и хозяйственного обихода, ненадлежащего ведения должностными лицами вышеуказанных журналов и карточек.

Кроме того, в ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности.

По итогам проверки спецпрокуратурой начальникам исправительных учреждений области внесены представления с требованиями об устранении допущенных нарушений закона.

Устранение администрациями исправительных колоний выявленных нарушений закона находится на контроле спецпрокуратуры.

Окружающая среда является обобщенным понятием, включающим в себя
природные условия местности, а также ее экологическое состояние.
На территории Российской Федерации действуют законы, направленные на охрану окружающей среды, целью которых в том числе является предупреждение правонарушений в указанной сфере и их пресечение, привлечение к ответственности лиц, виновных в указанных правонарушениях.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Федеральный закон от 10.01. 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально- экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Статья 3 Федеральный закон от 10.01. 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закрепляет, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, указанных в данном законе, в том числе на следующих принципах: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, административная и уголовная ответственность.
Уголовным кодексом Российской Федерации отведена отдельная глава экологическим преступлениям, куда входят ряд составов преступлений, за совершение которых предусмотрено строгое наказания (статьи 246 по 252 УК РФ).
Так, статья 251 УК РФ предусматривает ответственность за загрязнение атмосферы и влечет наказание вплоть до 5 лет лишения свободы.
Статья 254 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за порчу земли и влечет наказание вплоть до 5 лет лишения свободы.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях также предусматривает ответственность за административные правонарушении в области охраны окружающей среды (статьи 8.1 по 8.47 КоАП РФ).
Статья 8.2. КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления и влечет наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 1 тысячи до 2 тысяч рублей; на должностных лиц - от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30
тысяч до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 100 тысяч до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Статья 8.28 КоАП РФ предусматривает ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан и влечет наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 3 тысяч до 4 тысяч рублей; на должностных лиц - от 20 тысяч до 40 тысяч рублей; на юридических лиц - от 200 до 300 тысяч рублей.