Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2020 года № 893 продлены сроки совершения заявителем, правообладателем и иным лицом действий, в том числе связанных с уплатой патентных и иных пошлин, необходимых для осуществления федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности юридически значимых действий.

Если сроки совершения заинтересованными лицами действий, необходимых для регистрации интеллектуальной собственности, истекают с 30 марта по 30 ноября 2020 года, то они могут быть продлены до конца года.

Соответствующее заявление нужно подать в Роспатент в срок не более месяца с даты истечения срока либо с даты вступления постановления в силу (в зависимости от того, какая дата наступит позднее).

Постановление вступило в законную силу.

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2020 года № 901 утверждено Положение об особенностях исполнения договора перевозки пассажира железнодорожным транспортом при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части.

Так, установлено, что пассажир вправе осуществить поездку по приобретенному билету до станции, указанной в билете, в вагоне того же типа и класса, а также провоз багажа не позднее 12 месяцев после прекращения чрезвычайной ситуации или снятия режима повышенной готовности; получить полную стоимость проезда и провоза багажа.

Перевозчик обязан разместить на своем официальном сайте информацию об отмене отправления поезда дальнего следования и о действиях пассажиров.

Постановление вступает в силу с 1 июля 2020 года.

 

Федеральным законом от 23 июня 2020 года № 183-ФЗ внесены изменения в статьи 1 и 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Установлено, что создание сертификатов ключей проверки электронных подписей и выдача таких сертификатов заявителям в отношении усиленных неквалифицированных электронных подписей также могут осуществляться при определении лица, подающего заявление в электронной форме без личного присутствия с использованием простой электронной подписи, ключ которой получен при личной явке в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, и при условии организации взаимодействия удостоверяющего центра с единой системой идентификации и аутентификации, гражданами (физическими лицами) и организациями с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации.

Изменения вступают в силу с 30 июня 2020 года.

Федеральным законом от 8 июня 2020 года № 179-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» в части совершенствования добычи полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, из подземных вод, попутных вод и вод, используемых для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья» установлено, что к участкам недр федерального значения относятся не все участки недр, содержащие месторождения лития, как было установлено Законом РФ «О недрах», а только содержащие коренные (рудные) месторождения этого металла.

К полномочиям органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования отнесено установление порядка добычи полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, из подземных вод, попутных вод и вод, используемых для собственных производственных и технологических нужд.

Пользователи недр, которые осуществляют геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов, получили право осуществлять добычу попутных полезных ископаемых (за исключением попутных вод, углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), не указанных в лицензиях. Ранее такое право было предоставлено только юридическим лицам с госучастием.

Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусматривает возможность освобождения лица, виновного в совершении преступления, от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа.

Судебный штраф – денежное взыскание, назначаемое судом при освобождении лица от уголовной ответственности в случаях, предусмотренных статьей 76.2 УК РФ.

В данном случае такая форма освобождения от уголовной ответственности как судебный штраф не является уголовным наказанием и не влечет за собой судимость. Освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа возможно при наличии следующих условий: лицо впервые совершило преступление небольшой или средней тяжести, возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.

Преступлениями небольшой тяжести признаются деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 3 лет лишения свободы, а преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 5 лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 3 года лишения свободы.

Впервые совершившим преступление считается лицо, совершившее одно или несколько преступлений ни за одно из которых оно ранее не было осуждено; предыдущий приговор в отношении которого на момент совершения нового преступления не вступил в законную силу; которое ранее было освобождено от уголовной ответственности.

Под ущербом понимается имущественный вред, который может быть возмещен в натуре, например, возврат похищенного имущества или его компенсация в денежной форме. В свою очередь под заглаживанием вреда понимается имущественная, в том числе денежная, компенсация морального вреда, оказание какой-либо помощи потерпевшему, принесение ему извинений, а также принятие иных мер, направленных на восстановление нарушенных в результате преступления прав потерпевшего.

Минимальный размер судебного штрафа законом не конкретизирован, в тоже время он не может превышать половины максимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей санкцией статьи УК РФ.

Размер судебного штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения лица, освобождаемого от уголовной ответственности, и его семьи, а также с учетом возможности получения указанным лицом заработной платы или иного дохода.

При назначении судебного штрафа уголовное дело и уголовное преследование в отношении виновного лица подлежит прекращению. Это возможно, как на стадии предварительного расследования, так и в суде.

Если в ходе расследования уголовного дела будет установлено, что имеются основания для прекращения уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого, то следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора выходят в суд с ходатайством о прекращении уголовного дела в отношении виновного лица и назначении ему судебного штрафа.

Данное ходатайство рассматривается судом в течение 10 суток с момента его поступления в суд, с обязательным участием подозреваемого, обвиняемого и его защитника, потерпевшего и прокурора.

При соблюдении всех условий для применения судебного штрафа, судом определяется его размер и порядок уплаты, а также срок, в течение которого виновное лицо обязано его оплатить. Постановление судьи может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в вышестоящий суд.

Контроль за исполнением судебного штрафа возлагается на судебного пристава-исполнителя. Если по истечении 10 календарных дней со дня окончания срока уплаты судебного штрафа у пристава-исполнителя отсутствуют сведения об уплате должником соответствующих денежных сумм, то он направляет в суд представление об отмене меры уголовно-правового воздействия и о решении вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности.

В указанном случае суд отменяет постановление о назначении судебного штрафа и направляет материалы руководителю следственного органа или прокурору для уголовного преследования виновного лица в общем порядке.

В случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок судебный штраф отменяется и лицо привлекается к уголовной ответственности по соответствующей статье Особенной части УК РФ.

Федеральным законом РФ от 01.04.2020 № 100-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьями 207.1 и 207.2.

В соответствии со ст. 207.1 УК РФ публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств, наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет.

 Обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, признаются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

Согласно ст. 207.2 УК РФ публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере от семисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере от одного миллиона пятисот тысяч до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане Российской Федерации обязаны нести военную службу, на которую призываются мужчины в возрасте от 18 до 27 лет.

Воинская обязанность предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В соответствии со ст. 7 вышеназванного Федерального закона за уклонение от воинской обязанности в виде неявки по повестке военного комиссариата предусмотрена ответственность.

В Российской Федерации за уклонение от воинской обязанности предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Статья 21.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету.

За уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы предусмотрена уголовная ответственность (статья 328 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Ответственность за преступление, предусмотренное частью 1 статьи 328 УК РФ, наступает независимо от способа его совершения, а также от того, уклонялся ли призывник только от очередного призыва на военную службу или имел цель совсем избежать несения военной службы по призыву.

Уклонение от призыва на военную службу может быть совершено путем неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или в военный комиссариат (военный комиссариат субъекта Российской Федерации) для отправки к месту прохождения военной службы. При этом уголовная ответственность наступает в случае, если призывник таким образом намерен избежать возложения на него обязанности нести военную службу по призыву. Об этом могут свидетельствовать, в частности, неоднократные неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в период очередного призыва либо в течение нескольких призывов подряд, неявка в военный комиссариат по истечении действия уважительной причины.

Самовольное оставление призывником сборного пункта до отправки его к месту прохождения военной службы в целях уклонения от призыва на военную службу подлежит квалификации по части 1 статьи 328 УК РФ.

Как уклонение от призыва на военную службу следует квалифицировать получение призывником обманным путем освобождения от военной службы в результате симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), подлога документов или иного обмана.

За данное преступление предусмотрено уголовное наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо лишение свободы сроком до двух лет.

8 июня 2020 года Президентом Российской Федерации подписан и вступил в силу Федеральный закон № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

         В соответствии с внесенными изменениями индивидуальные предприниматели и включенные в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства организации, которые осуществляют деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, а также организации, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, религиозные и иные некоммерческие организации освобождаются от исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов за второй квартал 2020 года.

         Кроме того, для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, устанавливается фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчётный период 2020 года – 20 318 рублей.

         В состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, разрешено учитывать расходы в виде стоимости имущества, предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции, безвозмездно переданного медицинским организациям, являющимся некоммерческими организациями, органам государственной власти и управления и (или) органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

         Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, дополняется доходами в виде сумм прекращенных обязательств по уплате задолженности по кредиту и (или) начисленным процентам по заключённым налогоплательщиками кредитным договорам.

         Федеральным законом освобождаются от налогообложения такие доходы физических лиц, как доходы в связи с прекращением полностью или частично обязательств по уплате задолженности по кредиту и (или) начисленным процентам, доходы в виде материальной выгоды по заключенным налогоплательщиками кредитным договорам, а также доходы в виде выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку лицам, участвующим в выявлении, предупреждении и устранении последствий распространения новой коронавирусной инфекции.

С 1 июля 2020 года вступают в силу изменения лицензионных требований при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями медицинской деятельности.

         Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 года № 688 «О внесении изменения в пункт 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» внесены изменения в пункт 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 291.

         Так, лицензионные требования, предъявляемые к медицинским организациям при осуществлении ими медицинской деятельности, дополнены требованием по соблюдению части 7 статьи 67 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»: юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, хранение, ввоз в Российскую Федерацию, отпуск, реализацию, передачу, применение и уничтожение лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечивают в порядке и в составе, которые установлены Правительством Российской Федерации с учетом вида осуществляемой ими деятельности, внесение информации о лекарственных препаратах для медицинского применения в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения.

Ранее часть 1 статьи 193 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривала уголовную ответственность за нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о зачислении денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в установленном порядке, причитающихся резиденту в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а равно нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о возврате в Российскую Федерацию на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в установленном порядке денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере, уплаченных одному или нескольким нерезидентам за не ввезенные на территорию Российской Федерации (не полученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

         Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 73-ФЗ часть 1 статьи 193 УК РФ скорректирована и теперь ответственность наступает в случае совершения данных действий лицом, подвергнутым ранее административному наказанию за деяния, предусмотренные ч. 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ.

         Этим же законом исключена статья 1.1, предусматривающая ответственность за совершение указанного преступления группой лиц по предварительному сговору.

         Данный квалифицирующий признак в новой редакции нашел свое отражение в пункте «б» части 2 указанной статьи, который ранее предусматривал уголовную ответственность за совершение данного преступления лишь организованной группой.

         Кроме того, этой же статьей значительно увеличена сумма крупного и особо крупного размера незачисленных или невозвращенных денежных средств.

         Так, согласно примечания к ст. 193 УК РФ: деяния, предусмотренные настоящей статье, признаются совершенными в крупном размере, если сумма незачисленных или невозвращенных денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает 9 миллионов рублей (в новой редакции — превышает 100 миллионов рублей), а в особо крупном размере — 45 миллионов рублей (в новой редакции — превышает 150 миллионов рублей).