С 1 июля 2020 года вступают в силу изменения лицензионных требований при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями медицинской деятельности.

         Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 года № 688 «О внесении изменения в пункт 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» внесены изменения в пункт 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 291.

         Так, лицензионные требования, предъявляемые к медицинским организациям при осуществлении ими медицинской деятельности, дополнены требованием по соблюдению части 7 статьи 67 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»: юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, хранение, ввоз в Российскую Федерацию, отпуск, реализацию, передачу, применение и уничтожение лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечивают в порядке и в составе, которые установлены Правительством Российской Федерации с учетом вида осуществляемой ими деятельности, внесение информации о лекарственных препаратах для медицинского применения в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения.

Ранее часть 1 статьи 193 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривала уголовную ответственность за нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о зачислении денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в установленном порядке, причитающихся резиденту в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а равно нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о возврате в Российскую Федерацию на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в установленном порядке денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере, уплаченных одному или нескольким нерезидентам за не ввезенные на территорию Российской Федерации (не полученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

         Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 73-ФЗ часть 1 статьи 193 УК РФ скорректирована и теперь ответственность наступает в случае совершения данных действий лицом, подвергнутым ранее административному наказанию за деяния, предусмотренные ч. 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ.

         Этим же законом исключена статья 1.1, предусматривающая ответственность за совершение указанного преступления группой лиц по предварительному сговору.

         Данный квалифицирующий признак в новой редакции нашел свое отражение в пункте «б» части 2 указанной статьи, который ранее предусматривал уголовную ответственность за совершение данного преступления лишь организованной группой.

         Кроме того, этой же статьей значительно увеличена сумма крупного и особо крупного размера незачисленных или невозвращенных денежных средств.

         Так, согласно примечания к ст. 193 УК РФ: деяния, предусмотренные настоящей статье, признаются совершенными в крупном размере, если сумма незачисленных или невозвращенных денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает 9 миллионов рублей (в новой редакции — превышает 100 миллионов рублей), а в особо крупном размере — 45 миллионов рублей (в новой редакции — превышает 150 миллионов рублей).

Согласно ст. 51 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право не свидетельствовать против себя и своих близких родственников.

         24 апреля 2020 года Федеральным законом № 130-ФЗ «О внесении изменения в ст. 56 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», ч. 3 ст. 56 УПК РФ была дополнена п. 8, согласно которому не подлежат допросу в качестве свидетеля уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации без их согласия — об обстоятельствах, ставших им известными в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей.

         Внесение изменений обусловлено тем, что при осуществлении служебной деятельности такие должностные лица могут получать от граждан доверительную информацию.

         Таким образом, теперь свидетельским иммунитетом обладает Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, который не вправе передавать полученную информацию в правоохранительные органы. Это может повлечь нарушение конституционных прав доверителя и признание таких показаний недопустимым доказательством по делу.

09.04.2020 вступили в законную силу Правила государственной регистрации аттракционов, утвержденные Постановлением Правительства № 1939 от 30.12.2019.

В соответствии с данными Правилами аттракцион, т.е. оборудование, которое предназначено для развлечения пассажиров во время движения, включая биомеханические воздействия, подлежит государственной регистрации.

Аттракционы, которые были введены в эксплуатацию до вступления в силу Правил (в зависимости от степени потенциального риска), должны быть  зарегистрированы в  срок от 24 до 30 месяцев со дня вступления в силу Правил.

Обязанность зарегистрировать аттракцион в органе гостехнадзора по месту установки аттракциона возложена на лицо, эксплуатирующее аттракционы (эксплуатанта).

Эксплуатант также должен обеспечить размещение государственного регистрационного знака (полученного после регистрации) в зоне видимости посетителей при входе на аттракцион. Государственный регистрационный знак должен содержать код региона государственной регистрации аттракциона, номер государственного регистрационного знака, QR-код.

Эксплуатация аттракционов без государственной регистрации (за исключением введенных в эксплуатацию до вступления Правил в силу) запрещена.

С 1 июля 2020 г. государственные служащие, а также лица, претендующие на замещение должностей государственной службы, обязаны предоставлять данные сведения по утвержденной форме справки, заполненной с использованием специального программного обеспечения «Справки БК», которое размещено на официальном сайте Президента Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Данные требования утверждены Указом Президента Российской Федерации от 15.01.2020 № 13, в соответствии с которым внесены изменения в Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также в Указ Президента № 309 от 02.04.2013 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».

Согласно внесенным изменениям служащие обязаны в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указывать сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета при его наличии. Кроме того, сведения о доходах и информацию о результатах проверки достоверности и полноты этих сведений можно будет хранить в электронном виде.

Федеральным законом от 01.04.2020 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение законодательства об обращении лекарственных средств) дополнена частью четвертой, которая предусматривает ответственность за реализацию либо отпуск лекарственных препаратов с нарушением требований законодательства об обращении лекарственных средств в части установления предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов на указанные лекарственные препараты, или розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов на указанные лекарственные препараты

Санкцией части 4 статьи 14.4.2. КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц от 250 до 500 тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

1 апреля 2020 года принят Федеральный закон № 89-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым статья 6.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях дополнена частью третьей, устанавливающей административную ответственность за реализацию фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных или незарегистрированных лекарственных средств или фальсифицированных биологически активных добавок либо реализация фальсифицированных, контрафактных или недоброкачественных медицинских изделий, совершенные с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».

         Данное административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от семидесяти пяти тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от ста пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от ста пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двух миллионов до шести миллионов рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

         Согласно примечанию к данной статье не являются административным правонарушением действия, предусмотренные частью 2 или 3 настоящей статьи, если реализация и (или) ввоз незарегистрированных лекарственных средств или медицинских изделий допускаются в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств и законодательством в сфере охраны здоровья, и (или) указанные лекарственные средства или медицинские изделия в Российской Федерации не производятся, и (или) указанные лекарственные средства или медицинские изделия рекомендованы к применению Всемирной организацией здравоохранения.

         Указанный закон вступил в силу со дня его официального опубликования - 1 апреля 2020 года.

 

С 1 марта 2020 вступил в силу Федеральный закон от 02.12.2019 № 400-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Внесены также изменения в статью 16 Федерального закона № 63-ФЗ - Приостановление статуса адвоката.

Указанными изменениями предусмотрена подача адвокатом заявления о приостановлении статуса адвоката по личным обстоятельствам в совет адвокатской палаты.

Статус адвоката, приостановленный по данному основанию, возобновляется по решению совета на основании личного заявления адвоката не ранее, чем через один год, и не позднее, чем через десять лет, после принятия указанным советом решения о приостановлении статуса адвоката.

Кроме того, на адвоката, статус которого приостановлен, распространяется действие Кодекса профессиональной этики адвоката.

Чтобы учредить адвокатский кабинет или коллегию адвокатов, потребуется минимум три года стажа адвокатской деятельности (ранее было - 5 лет). Решение о прекращении статуса адвоката можно оспорить в суд или в Федеральную палату адвокатов.

Федеральный закон № 63-ФЗ дополнен статьей 37.2. «Рассмотрение дисциплинарного дела в Федеральной палате адвокатов», согласно которой решение совета адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката может быть обжаловано в Федеральную палату адвокатов лицом, статус адвоката которого был прекращен, в течение месяца со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о принятом решении.

Комиссия по этике и стандартам обязана в течение месяца со дня принятия жалобы к рассмотрению или поступления обращения Президента Федеральной палаты адвокатов о пересмотре решения совета адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката либо об отказе в прекращении статуса адвоката рассмотреть дисциплинарное дело и направить заключение и дисциплинарное дело в совет Федеральной палаты адвокатов, который обязан рассмотреть их в течение месяца.

По результатам рассмотрения дисциплинарного дела совет Федеральной палаты адвокатов вправе:

1) оставить решение по дисциплинарному делу без изменения;

2) изменить решение по дисциплинарному делу;

3) отменить решение по дисциплинарному делу и принять новое решение.

В целях сохранения финансовой стабильности, снижения административной нагрузки и в помощь предпринимательскому сектору преодолеть экономические трудности в условиях противодействия коронавирусной инфекции, государством приняты антикризисные меры, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса.

Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», введен мораторий на все плановые и внеплановые проверки субъектов малого и среднего предпринимательства до конца 2020 года (за исключением внеплановых проверок, основаниями для которых являются причинение вреда жизни и здоровью граждан, возникновение чрезвычайной ситуации).

Арендаторы недвижимого имущества, пострадавшие от ухудшения ситуации в России в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), получили право на отсрочку уплаты или снижение размера арендных платежей.

Так, исходя из части 1 статьи 19 вышеуказанного Федерального закона, если договор аренды недвижимости заключен до того, как в 2020 году орган государственной власти субъекта РФ ввел на территории региона режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, арендатор вправе обратиться к арендодателю с требованием заключить с ним дополнительное соглашение об отсрочке уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году, и в течение 30 дней со дня такого обращения арендодатель обязан заключить с ним это соглашение.

Требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества предусмотрены постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 439.

Отсрочку могут получить арендаторы недвижимости, находящейся как в государственной и муниципальной, так и в частной собственности. При этом отсрочка в оплате аренды не распространяется на арендаторов жилых помещений.

Отсрочка предоставляется только арендаторам недвижимости, осуществляющим деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Перечень таких отраслей экономики утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434, к их числу отнесена, в том числе, деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты), в области спорта, отдыха, развлечений и др.

Отсрочка предоставляется в отношении арендной платы, начисленной за следующие периоды аренды:

- с даты введения на территории субъекта РФ режима повышенной готовности или ЧС до дня прекращения такого режима - в размере 100% арендной платы, начисленной за этот период;

- со дня прекращения действия режима повышенной готовности или ЧС на территории субъекта РФ до 01.10.2020 - в объеме 50% арендной платы, начисленной за этот период.

Задолженность по арендной плате, которая образовалась в результате предоставления отсрочки, арендатор будет выплачивать в период не ранее 01.01.2021 и не позднее 01.01.2023 поэтапно не чаще одного раза в месяц равными платежами, причем размер платежа не должен превышать половины ежемесячной арендной платы по договору.

Кроме того, в предусмотренных постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 439 требованиях к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы установлено, что:

- в связи с отсрочкой к арендатору не применяются штрафы и иные меры ответственности за просрочку в уплате арендной платы, ему не начисляются процента за пользование чужими денежными средствами за этот период;

- арендодатель не имеет права устанавливать арендатору дополнительные платежи, связанные с отсрочкой в оплате аренды;

- если согласно договору в арендную плату включены платежи за пользование арендатором коммунальными услугами и (или) расходы на содержание арендуемого имущества (переменная часть арендной платы), по такой части арендной платы отсрочка не предоставляется, кроме случаев, когда в соответствующий период арендодатель освобожден от оплаты коммунальных услуг и (или) несения расходов на содержание своего имущества.

Стороны договора аренды могут своим соглашением предусмотреть и иные условия отсрочки, если это не ухудшит для арендатора условия, которые предусмотрены Правительством РФ.

Федеральным законом от 03.04.2020 № 105-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» аптечные организации наделены правом осуществлять розничную торговлю безрецептурными лекарственными препаратами дистанционным способом.

Установлено, что розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту на лекарственный препарат, наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов, а также спиртосодержащих лекарственных препаратов с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов) может осуществляться аптечными организациями дистанционным способом. При этом, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом могут осуществлять аптечные организации, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и соответствующее разрешение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.

Действие указанных положений установлено до 31 декабря 2020 г.