В соответствии со ст. 81 Уголовного кодекса РФ лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее его возможности фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими, освобождается от наказания, а лицо отбывающее наказание, освобождается от дальнейшего его отбывания. Таким лицам суд может назначить принудительные меры медицинского характера. Лицо, заболевшее после совершения преступления иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, может быть судом освобождено от отбывания наказания.

Ходатайство об освобождении от дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы в связи с болезнью может подать в суд по месту отбывания наказания сам осужденный, так и его законный представитель через администрацию учреждения.

При невозможности самостоятельного обращения осужденного либо его законного представителя в суд, представление об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания вносится начальником исправительного учреждения. 

Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 № 54 (с учетом внесенных изменений постановлением Правительства РФ от 19.05.2017 № 598), а также определены правила медицинского освидетельствования осужденного.

Судом при рассмотрении вопроса, связанного с освобождением в связи с болезнью, учитывается заключение медицинской комиссии лечебно-профилактического учреждения уголовно-исполнительной системы о наличии или отсутствии у осужденного заболевания, включенного в Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания.

При этом хотелось бы обратить внимание на то, что указанные выше лица в случае их выздоровления могут подлежать уголовной ответственности и наказанию, если не истекли сроки давности, предусмотренные статьями 78 и 83 УК РФ (п. 4 ст. 81 УК РФ).

 

Мурманской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях при проверке в сентябре 2018 г. в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области установлено, что в отношении осужденного М., освобожденного в августе 2018 г. из исправительной колонии, вопреки требованиям закона не установлен административный надзор.

Так, осужденный М. отбывал наказание в ФКУ ИК-23 на основании приговора суда, которым осужден за совершение преступления при опасном рецидиве.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор в отношении осужденного М. должен устанавливаться в обязательном порядке.

При наличии оснований для установления административного надзора в отношении осужденного М., освобожденного из исправительной колонии, администрацией ФКУ ИК-23 не принимались меры по исполнению требований закона.

Не установление в отношении М. административного надзора и отсутствие соответствующего контроля со стороны органов внутренних дел может повлечь совершение осужденным преступлений и других правонарушений.

По выявленным нарушениям прокурором начальнику ФКУ ИК-23 внесено представление с требованием принять конкретные меры по организации надлежащей работы и контролю при установлении в отношении осужденных административного надзора, а также недопущению аналогичных нарушений закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

Федеральным законом от 27.06.2018 № 170-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», согласно которыми комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав наделены правом принятия решений о проведении разъяснительной работы о недопустимости совершения действий, ставших основанием для применения меры воздействия, и правовых последствиях их совершения, в отношении несовершеннолетних, а также их законных представителей, которыми в присутствии детей совершены противоправные и (или) антиобщественные действия, оказывающие отрицательное влияние на их поведение.

Часть 2 статьи 9 Федерального закона № 120-ФЗ дополнена  законодателем пунктом 9, который возлагает на органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязанность по информированию органов службы занятости о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в трудоустройстве, а также о несовершеннолетних оставивших образовательную организацию, достигших возраста пятнадцати лет, до получения основного общего образования, и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в трудоустройстве.

Признан утратившими силу ряд нормативных правовых актов Президиума Верховного Совета РСФСР, в том числе указ от 03.06.1967 «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних», которым комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав руководствовались в своей деятельности до настоящего времени.

Кроме того статьёй 4 Федерального закона № 170-ФЗ на общеобразовательные организации со специальным наименованием «специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением» и профессиональные образовательные организации со специальным наименованием «специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением» до 01.01.2019 возложена обязанность по переименованию в общеобразовательные организации со специальным наименованием «специальное учебно-воспитательное учреждение» и профессиональные образовательные организации со специальным наименованием «специальное учебно-воспитательное учреждение».

 

Очень часто граждане приобретают жилое помещения заключая договор участия в долевом строительстве, в связи с чем в последующем сталкиваются с проблемами из-за качества жилья.

         Полезной для дольщиков является позиция Верховного Суда Российской Федерации в споре по конкретному делу (определением от 13.02.2018 N 31-КГ17-11).

         Суть спора состояла в следующем.

         Участница долевого строительства, обнаружила, что жилье отличается от того, которое было заявлено в договоре. В соответствии с техническим описанием жилого помещения, являющегося неотъемлемой частью договора, межкомнатные перегородки в квартире должны быть кирпичными, а фактически сделаны из более дешевых пазогребневых плит, кроме того, все электрические розетки не были надлежащим образом прикреплены к стенам.

         Истица просила суд, чтобы застройщик пересчитает цену квартиры с  более дешевыми материалами и вернет ей разницу.

         В добровольном порядке застройщик требования не исполнил, и получить разницу в стоимости; расходы, понесенные в связи с приглашением эксперта, и компенсацию морального вреда стало возможно исключительно на основании решения суда.

         Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, рассматривая жалобу истицы на решение областного суда об отказе в удовлетворении ее требований, встала на её сторону.

         При этом Верховный Суд указал, что согласно Федеральному закону «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» застройщик должен передать дольщику объект, качество которого соответствует условиям договора. А если есть отступления от договора, то гражданин по выбору может просить бесплатно устранить недостатки, уменьшить цену договора или потребовать возместить расходы на устранение недостатков. Кроме того, если была замена стройматериалов, то именно фирма-застройщик, обязана доказать, что замена не ухудшила объект.

         С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила апелляционное определение об отказе в удовлетворении требований и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.  

         Позиция Верховного суда в рамках конкретного дела отражает правовую позицию высшей судебной инстанции относительно подобных споров.

Мурманской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (далее - спецпрокуратура) в августе 2018 г. проведены проверки исполнения администрациями исправительных учреждений УФСИН России по Мурманской области требований уголовно-исполнительного законодательства в части соблюдения прав осужденных к лишению свободы на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Установлено, что в нарушение требований ч. 7 ст. 12, ч. 2 ст. 98  УИК РФ администрацией ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области необходимая работа по оформлению соответствующих документов для своевременной выплаты осужденному С. положенной по закону пенсии в установленном порядке не проводилась.

В нарушение  указанных норм закона администрацией ФКУ КП-20 УФСИН России по Мурманской области не оформлены необходимые документы для назначения осужденному Г. региональной социальной доплаты к пенсии, поскольку общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера.

Аналогичные и иные нарушения закона в части несоблюдения прав осужденных к лишению свободы на государственное пенсионное обеспечение были выявлены спецпрокуратурой в ФКУ ИК-23 и ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области.

По фактам выявленных нарушений закона спецпрокуратурой начальникам указанных исправительных учреждений внесены представления с требованием об их устранении.

Устранение администрациями исправительных учреждений выявленных нарушений закона находится на контроле спецпрокуратуры.

 

Теперь подготовка, полученная гражданами в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, общественно-государственных организациях, осуществляющих военно-патриотическое воспитание и организующих соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта, учитывается призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу по призыву.

С 07 июля 2018 года вступил в силу приказ Минюста России от 31.05.2018 № 96, которым внесены поправки в Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с изменениями, женские камеры, а также камеры для содержания несовершеннолетних должны быть оборудованы телевизором и холодильником.

Кроме того, улучшены санитарные условия содержания женщин и несовершеннолетних в следственных изоляторах: им чаще разрешили принимать душ.

В соответствии с Федеральным законом от 27.06.2018 № 163-ФЗ, который внес изменения в закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" трудовой мигрант может встать на учет не только по месту проживания, но и по адресу организации, которая его пригласила или предоставила работу.

Уточнено понятие места пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства, по которым понимается жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в которых гражданин фактически проживает, то есть регулярно использует для сна и отдыха, либо организация, по адресу которой гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания.

Кроме того, с 16 января 2019 года начнет действовать новая редакция части 2 статьи 18.9 Кодекса об административных правонарушениях, устанавливающая ответственность юридических и должностных лиц, выступающих в качестве приглашающей стороны, за непринятие мер по контролю соблюдения иностранными гражданами заявленной цели въезда в Российскую Федерацию и сроков их пребывания в Российской Федерации.

В настоящее время предусмотрена ответственность за непринятие физическим лицом, пригласившим в Россию зарубежного гостя, мер по обеспечению в установленном порядке его своевременного выезда домой по истечении срока пребывания в стране.

Также изменится размер штрафа. Сейчас размер штрафа составляет от 2 тыс. до 4 тыс. рублей (без разграничения круга лиц), то после вступления в законную силу закона, граждане могут понести административное наказание в виде штрафа от 2 тыс. до 4 тыс. рублей, должностные лица - от 45 тыс. до 50 тыс. рублей, юридические лица - от 400 тыс. до 500 тыс. рублей.

Мурманская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях разъясняет порядок применения мер взыскания в отношении осужденных к лишению свободы

В силу статьи 115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания:

-    выговор;

-    дисциплинарный штраф в размере до двухсот рублей;

-   водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток;

-   перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями

установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима - в одиночные камеры на срок до шести месяцев;

-  перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года;

-   перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до трех месяцев.

К осужденным, отбывающим лишение свободы в колониях-поселениях, могут применяться взыскания в виде отмены права проживания вне общежития и запрещения выхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок до 30 дней.

Вместе с тем, не могут к осужденным, отбывающим лишение свободы в колониях-поселениях, применяться взыскания в виде перевода в помещение камерного типа и единые помещения камерного типа.

До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт.

При применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения.

Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения.

Взыскание в виде выговора объявляется в устной или письменной форме, остальные взыскания только в письменной форме.

Правом применения взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие. Начальники отрядов имеют право налагать взыскание в виде выговора устно.

При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. Это положение сформулировано в части второй статьи 50 Конституции РФ.

Все доказательства по уголовному делу должны обладать свойством допустимости. Если сведения, которые обнаружены (собраны) следователем (дознавателем), недопустимы (получены с нарушением закона), значит, в данном конкретном случае орган предварительного расследования не располагает доказательством по уголовному делу. Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения.

Согласно статье 75 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, полученные с нарушением требований настоящего Кодекса, являются недопустимыми. Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств, предусмотренных статьей 73 настоящего Кодекса.

     К недопустимым доказательствам относятся:

- показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде;

- показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности;

- предметы, документы или сведения, входящие в производство адвоката по делам его доверителей, полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий, за исключением предметов и документов, указанных в части первой статьи 81 настоящего Кодекса;

- иные доказательства, полученные с нарушением требований настоящего Кодекса.

К недопустимым доказательствам, например, могут относиться показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде; показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности.

В судебной практике наиболее часто признаются недопустимыми доказательства, когда следственное действие по собиранию доказательств произведено лицом, не управомоченным на это. Так, например, если оперативный работник допросил свидетеля, не имея на то поручения следователя, в производстве которого находится уголовное дело, полученные показания не могут быть признаны допустимыми; когда следственное действие, в производстве которого, согласно закону, обязательно участие понятых, например обыск, произведено без их участия; когда показания получены с применением обмана, угроз и иных незаконных мер; когда предмет или документ имеет неизвестное происхождение и данное обстоятельство порождает неразрешимые сомнения при оценке его достоверности; когда доказательство получено в результате следственного действия, участникам которого не были разъяснены их права, обязанности и ответственность; когда нарушена процедура следственного действия и это нарушение ставит под сомнение достоверность полученных результатов (например, лицо предъявлено для опознания в группе внешне резко отличающихся лиц).