В соответствии с положениями статьи 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.

К осужденным по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. Личные встречи предоставляются без ограничения их числа продолжительностью до двух часов каждая с соблюдением действующих на территории учреждения, исполняющего наказание, правил внутреннего распорядка в присутствии представителя администрации учреждения. По заявлению осужденного и с письменного согласия священнослужителя личная встреча, в том числе для проведения религиозных обрядов и церемоний, предоставляется наедине и вне пределов слышимости третьих лиц с использованием технических средств видеонаблюдения. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается проведение религиозных обрядов и церемоний, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений при наличии возможности выделяет соответствующее здание (сооружение, помещение) на территории учреждения, исполняющего наказание, и обеспечивает соответствующие условия, определяемые соглашениями о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями.

Тяжело больным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды и церемонии с приглашением священнослужителей.

Мурманской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (далее - спецпрокуратура) в августе 2021 г. проведены надзорные проверки исполнения администрациями исправительных учреждений УФСИН России по Мурманской области требований уголовно ¬исполнительного законодательства, регламентирующего предоставление осужденным свиданий.

В ходе настоящей проверки спецпрокуратурой дана оценка деятельности администраций исправительных учреждений в части материально - бытового обеспечения комнат длительных свиданий, соблюдение требований пожарной безопасности и инструктажа прибывающих на длительные свидания граждан, ведения соответствующих журналов регистрации вводных инструктажей о мерах пожарной безопасности с лицами, прибывающими на длительные свидания с осужденными и учета лиц, прибывающих на длительные свидания а также карточек учета свиданий, выдачи посылок, передач и бандеролей.

При проверке выявлены факты необеспечения в полном объеме комнат длительных свиданий предметами мебели, инвентаря и хозяйственного обихода, ненадлежащего ведения должностными лицами вышеуказанных журналов и карточек.

Кроме того, в ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности.

По итогам проверки спецпрокуратурой начальникам исправительных учреждений области внесены представления с требованиями об устранении допущенных нарушений закона.

Устранение администрациями исправительных колоний выявленных нарушений закона находится на контроле спецпрокуратуры.

Окружающая среда является обобщенным понятием, включающим в себя
природные условия местности, а также ее экологическое состояние.
На территории Российской Федерации действуют законы, направленные на охрану окружающей среды, целью которых в том числе является предупреждение правонарушений в указанной сфере и их пресечение, привлечение к ответственности лиц, виновных в указанных правонарушениях.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Федеральный закон от 10.01. 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально- экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Статья 3 Федеральный закон от 10.01. 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закрепляет, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, указанных в данном законе, в том числе на следующих принципах: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, административная и уголовная ответственность.
Уголовным кодексом Российской Федерации отведена отдельная глава экологическим преступлениям, куда входят ряд составов преступлений, за совершение которых предусмотрено строгое наказания (статьи 246 по 252 УК РФ).
Так, статья 251 УК РФ предусматривает ответственность за загрязнение атмосферы и влечет наказание вплоть до 5 лет лишения свободы.
Статья 254 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за порчу земли и влечет наказание вплоть до 5 лет лишения свободы.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях также предусматривает ответственность за административные правонарушении в области охраны окружающей среды (статьи 8.1 по 8.47 КоАП РФ).
Статья 8.2. КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления и влечет наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 1 тысячи до 2 тысяч рублей; на должностных лиц - от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30
тысяч до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 100 тысяч до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Статья 8.28 КоАП РФ предусматривает ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан и влечет наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 3 тысяч до 4 тысяч рублей; на должностных лиц - от 20 тысяч до 40 тысяч рублей; на юридических лиц - от 200 до 300 тысяч рублей.

Федеральным законом от 04.06.2021 № 157-ФЗ внесены изменения в статью 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 4 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
В соответствии с данными изменениями не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114- ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Лица, являвшиеся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения пяти лет со дня вступления в законную силу такого решения суда.
Лица, являвшиеся участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения трех лет со дня вступления в законную силу решения суда.

Федеральный закон от 24.02.2021 N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства" внес изменения в федеральное законодательство о правовом статусе лиц без гражданства.

         Согласно внесенным изменениям ременное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдается лицу без гражданства в случае отсутствия у такого лица документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и в случае отсутствия государства, в которое лицо без гражданства может выехать из Российской Федерации при наличии у него вида на жительство или другого документа, подтверждающего право на временное или постоянное проживание на территории иностранного государства, либо в связи с исполнением принятого в отношении его решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или реадмиссии (далее - государство, готовое принять лицо без гражданства).

         Данный закон вступает в силу с 24.08.2021.

 

 

Федеральный закон от 24.02.2021 N 23-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения ответственности лиц, контролирующих финансовую организацию" внес изменения в федеральное законодательство о негосударственных пенсионных фондах.

         Согласно внесенным изменениям негосударственный пенсионный фонд обязан на постоянной основе определять контролирующих его лиц, соответствующих признакам контролирующего негосударственный пенсионный фонд лица, установленным статьей 61.10 и пунктом 1 статьи 187.12 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", и обновлять информацию о них.

Негосударственный пенсионный фонд обязан направлять в Банк России информацию о контролирующих его лицах по форме, в порядке и сроки, которые устанавливаются Банком России. При этом негосударственный пенсионный фонд информирует соответствующее контролирующее его лицо о направлении информации о нем в Банк России не позднее рабочего дня, следующего за днем направления указанной информации.

         Банк России может признать лицо лицом, контролирующим негосударственный пенсионный фонд, в соответствии со статьей 76.7-1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Негосударственный пенсионный фонд обязан проинформировать лицо, признанное Банком России контролирующим негосударственный пенсионный фонд лицом, о таком признании не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от Банка России информации об этом.

         Данный закон вступает в силу с 01.07.2021.

Федеральный закон от 24.02.2021 N 23-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения ответственности лиц, контролирующих финансовую организацию" внес изменения в федеральное законодательство о несостоятельности.

         Согласно внесенным изменениям Рассмотрение судом дела об оспаривании включения лица в перечень контролирующих страховую организацию лиц в соответствии со статьей 76.7-1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не препятствует принятию арбитражным судом заявления о привлечении контролирующего страховую организацию лица к субсидиарной ответственности, ответственности в форме возмещения убытков, возбуждению арбитражным судом производства и рассмотрению дела.

         Данный закон вступает в силу с 01.07.2021.

Федеральный закон от 17.02.2021 N 10-ФЗ "О внесении изменений в статьи 71 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внес изменения в законодательства об образовании и поддержке детей-сирот.

         Согласно внесенным изменениям право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах2.

         Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на обучение на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также право на зачисление на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в пределах установленной квоты в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

         Данный закон вступил в силу с 28.02.2021.

Федеральный закон от 24.02.2021 N 30-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 16 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде" внес изменения в федеральное законодательство об учете трудового стажа.

Согласно внесенным изменениям зарегистрированные лица вправе обращаться в органы Пенсионного фонда Российской Федерации для включения сведений о трудовой деятельности в свой индивидуальный лицевой счет за периоды работы до 1 января 2020 года, записи о которых содержатся в трудовой книжке.

         Сведения о трудовой деятельности за периоды работы до 1 января 2020 года вносятся в раздел "Сведения о трудовой деятельности" согласно записям, содержащимся в трудовой книжке. В случае выявления несоответствия сведений о трудовой деятельности за периоды работы с 1 января 2002 года сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, ранее учтенным на индивидуальном лицевом счете зарегистрированного лица, сведения за эти периоды работы включаются в раздел "Сведения о трудовой деятельности" с учетом результатов проверки их полноты и достоверности в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящего Федерального закона."

         Данный закон вступил в силу с 07.03.2021

Федеральный закон от 24.02.2021 N 21-ФЗ "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" внес изменения в федеральное законодательство об объектах культурного наследия.
Согласно внесенным изменениям сроки и порядок внесения в реестр сведений, указанных в статье 47.1 настоящего Федерального закона, и сведений, указанных в пункте 3 настоящей статьи, а также изменений в такие сведения устанавливаются Положением о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
         Данный закон вступил в силу с 07.03.2021.