Руководство по соблюдению обязательных требований

 земельного законодательства, предъявляемых при проведении мероприятий по осуществлению муниципального земельного контроля на территории

 муниципального образования Кандалакшский район

 

В соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации от  25 октября 2001 года № 136-ФЗ (далее – Земельный кодекс) земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков. В свою очередь, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». 

Обязанности правообладателей земельных участков

Согласно статье 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

- сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

- своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

- своевременно производить платежи за землю;

- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;

- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

- выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом, федеральными законами. 

Возникновение прав на земельный участок

В соответствии с частью 1 статьи 25 Земельного кодекса права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии со статьей 26 Земельного кодекса права на земельные участки удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

При переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.

Отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:

1) отчуждение части здания, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;

2) отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса;

3) отчуждение сооружения, которое расположено на земельном участке на условиях сервитута.

Отчуждение здания, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц.

Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.

Отчуждение участником долевой собственности доли в праве собственности на здание, сооружение или отчуждение собственником принадлежащих ему части здания, сооружения или помещения в них проводится вместе с отчуждением доли указанных лиц в праве собственности на земельный участок, на котором расположены здание, сооружение. 

 

Переоформление прав на земельный участок

Юридические лица, за исключением органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений (бюджетных, казенных, автономных); казенных предприятий, центров исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ».

Платность использования земли

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются Земельным кодексом, федеральными законами, законами Мурманской области, нормативными правовыми актами администрации муниципального образования Кандалакшский район, договорами аренды земельных участков. 

 

Изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства

В соответствии с действующим градостроительным и земельным законодательством утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение Кандалакша, включающие в себя градостроительные регламенты. Градостроительным регламентом определяются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

С целью соблюдения требований земельного законодательства лицу, заинтересованному в изменении вида разрешенного использования земельного участка, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в орган регистрации прав. 

 

Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель

Главой XIII Земельного кодекса установлено, что лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на земли, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Принудительное прекращение прав на земельный участок не освобождает от обязанности по возмещению причиненного земельными правонарушениями вреда.

 

Положениями Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года  № 136-ФЗ (далее – Земельный кодекс) регулируются отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков. В свою очередь, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

-    использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

-    сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

-    осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

-    своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

-    своевременно производить платежи за землю;

-    соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;

-    не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

-    не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий, возникших на них аварий, катастроф;

-    выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом, федеральными законами.

 

1.         Оформление прав на земельный участок

 

В соответствии с частью 1 статьи 25 Земельного кодекса права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Права на земельные участки удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Квалифицирующими признаками самовольного занятия земельного участка или части земельного участка являются:

1.    Использование земельного участка (части) без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов: отсутствие документов, предусмотренных земельным законодательством, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости, отсутствие договора, свидетельства о праве на наследство, вступившего в законную силу судебного акта, акта, изданного уполномоченными органами государственной власти или органа местного самоуправления;

2.    Самовольное использование дополнительного земельного участка за границами отведенного земельного участка из земель находящихся в государственной собственности до разграничения или муниципальной собственности;

3.    Любое строительство, ограждение, использование участка в тех или иных целях без оформленных в установленном порядке прав на данный земельный участок.

 

  • Земельные участки предоставляются на основании:

1)    решения уполномоченного органа в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2)    договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3)    договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4)    договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

 

Оформление прав на земельные участки осуществляется в соответствии с нормами, установленными ст. 35, 39.3, 39.5, 39.6, 39.9, 39.10, 39.11, 39.14, 39.15, 39.17, 39.18, 39.20, 39.23 Земельного кодекса РФ.

Для оформления прав на земельный участок необходимо обратиться в уполномоченный орган с заявлением заинтересованного лица о предварительном согласовании или предоставлении земельного участка на соответствующем праве, проведении аукциона по продаже права аренды либо продаже земельного участка, установлении права ограниченного пользования земельным участком, прекращении права пользования земельным участком в порядке, предусмотренном Земельным кодексом.

 

В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, в том числе описание местоположения земельного участка (координаты характерных точек границ) и его площадь, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.

Использование земельных участков должно осуществляться исключительно в границах, установленных в соответствии с нормами земельного законодательства.

В случае если границы земельных участков не определены в соответствии с нормами земельного законодательства, они подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Определить границы земельного участка можно посредством проведения кадастровых работ (межевания). В результате проведения кадастровых работ в отношении земельного участка можно уточнить и изменить конфигурацию и площадь земельного участка, получить плановое изображение земельного участка, определить границы участка на местности (вынос в натуру) с закреплением поворотных точек границ (колышек, дюбель), внести актуальные сведения в государственный кадастр недвижимости.

Вышеперечисленные работы должны проводиться специалистами в сфере кадастровой деятельности, обладающими соответствующей квалификацией и правом проведения подобных работ.

 

  • Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях:

1)  проведение инженерных изысканий;

2)  капитальный или текущий ремонт линейного объекта;

3)  строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;

4)  осуществление геологического изучения недр;

5)  осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;

6)  размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых установлены Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".

Использование земель или земельных участков в указанных целях осуществляется на основании решения уполномоченного органа.

Указанное разрешение уполномоченного органа не дает лицу, в отношении которого оно принято, право на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства.

Для оформления разрешения на размещение объекта необходимо обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением заинтересованного лица в порядке, предусмотренном Земельным кодексом.

 

2.         Использование земельных участков по целевому назначению и в соответствии с установленным видом разрешенного использования

Квалифицирующими признаками использования земельных участков не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель, не в соответствии с его разрешенным использованием, неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» для ведения сельскохозяйственного производства или осуществлением иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, в течение срока, установленного указанным законом являются:

1.    использование земельного участка не по целевому назначению;

2.    использование земельного участка не в соответствии с установленным видом разрешенного использования;

3.    неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

 

  • Одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1)  земли сельскохозяйственного назначения;

2)  земли населенных пунктов;

3)  земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4)  земли особо охраняемых территорий и объектов;

5)  земли лесного фонда;

6)  земли водного фонда;

7)  земли запаса.

Земли на указанных категориях используются в соответствии с установленным для них целевым назначением и правовым режимом.

Изменение целевого назначения земельного участка осуществляется на основании ходатайства о переводе земель из одной категории в другую или ходатайства о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

  • В соответствии с действующим градостроительным и земельным законодательством, решением Совета депутатов городского поселения Кандалакша Кандалакшского района от 13.12.2013 № 598 утверждены Правила землепользования и застройки г. Кандалакша, включающие в себя градостроительные регламенты. Градостроительным регламентом определяются виды разрешенного использования земельных участков и правовой режим земельных участков.

Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов:

1)    основные виды разрешенного использования;

2)    условно разрешенные виды использования;

3)    вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования, в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки.

Для изменения вида разрешенного использования на условно разрешенный необходимо разрешение, которое выдается органом местного самоуправления.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 г. № 540.

С целью соблюдения требований земельного законодательства лицу, заинтересованному в изменении вида разрешенного использования земельного участка, необходимо направить заявление о кадастровом учете изменений характеристик земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования в орган регистрации прав через МФЦ.

Сведения о выбранном виде разрешенного использования вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

 

  • Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определяется на основании перечня признаков, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 N 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации".

 

Рекомендации в отношении мер и действий, принимаемых правообладателями земельных участков в целях недопущения правонарушений и их устранения:

-    своевременно оформлять права на земельные участки в установленном законодательством порядке, использовать участки исключительно при условии наличия, возникновения, перехода права на земельные участки;

-    своевременно осуществлять государственную регистрацию права на земельные участки;

-    исключить самовольное использование земельных участков;

-    не допускать порчу и загрязнение земель, как природного ресурса;

-    обеспечивать своевременный возврат земельных участков по истечении срока аренды;

-    соблюдать сроки и условия использования земельных участков в случаях, установленных законодательством;

-    соблюдать границы отвода земельных участков;

-    использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования;

-    своевременно реагировать на предостережения и предписания органа муниципального контроля в отношении состояния, порядка и законности использования земельных участков.

В случае возникновения ситуаций, требующих дополнительного разъяснения относительно соблюдения обязательных требований, получить квалифицированную консультацию возможно посредством личного обращения в орган, уполномоченный на осуществление муниципального земельного контроля - Комитет имущественных отношений и территориального планирования администрации муниципального образования Кандалакшский район, ул. Первомайская, д. 34, 2 этаж, каб. 201; тел. 8 (81533) 93046, дни приема: понедельник, пятница (часы приема – с 9.00 до 13.00), вторник, четверг (часы приема –с 14.00 до 17.00).

 

 

План проверок граждан на 2020 год, утверждённый распоряжением администрации муниципального образования Кандалакшский район от 23.12.2019 № 612-р.

План проверок юридических лиц на 2020 год, утвержденный, согласованный прокуратурой Мурманской области, номер плана в ФГИС ЕРП 2020023043.

Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении муниципального земельного контроля

Подробнее...

об утверждении административного регламента по исполнению муниципальной функции "осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований городских и сельских поселений, передавших полномочия по земельному контролю муниципальному образованию Кандалакшский район"

Вложения:
Скачать этот файл (Регламент МЗК.docx)Регламент МЗК.docx[ ]118 Кб

Постановление от 22 ноября 2017 г. N 1258 об утверждении порядка оформления плановых (рейдовых) заданий и их содержания на проведение плановых (рейдовых)осмотров, обследований земельных участков при осуществлении муниципального земельного контроля на территории сельских поселений, входящих в состав муниципального образования Кандалакшский район, и порядка оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков при осуществлении муниципального земельного контроля на территории сельских поселений, входящих в состав муниципального образования Кандалакшский район

Вложения:
Скачать этот файл (Порядки по МЗК.docx)Порядки по МЗК.docx[ ]24 Кб

Решение от 18 декабря 2014 г. N 58 об утверждении положения о муниципальном земельном контроле