С наступлением зимы у спасателей не убавляется работы. При спасении в холодной воде, в период ледостава, на льду возникает угроза жизни не только тому, кто терпит бедствие, но и спасателям, оказывающим помощь.

Замерзшие реки и озера поздней осенью и зимой привлекательны для рыбаков, лыжников. Минуя дальние мосты и сокращая путь, идут по ним пешеходы, движется автомобильный транспорт. Ледяная поверхность рек, создавая известные удобства, таит в то же время большую опасность для жизни и здоровья человека.

Несчастные случаи происходят чаще всего из-за того, что люди выходят на лед в запрещенных местах, не зная его прочности, не умея определить ее, не владея даже простыми приемами спасения.

Большой осторожности требуют полыньи, проруби, устья рек и ручьев, а также места, где лед всю зиму остается тонким:

- с быстрым течением, перекатами, родниками;

- сброса отработанных промышленными предприятиями вод;

- покрытые толстым слоем снега;

- где в лед вмерзли водоросли, камыши, коряги и различные посторонние предметы.

Выходить на лед в начале зимы можно только в сухую морозную погоду.

Нельзя делать этого во время даже кратковременных оттепелей, когда лед подтаивает и становится рыхлым.

При сырой или теплой погоде даже сравнительно толстый лед становится непрочным.

Гладкий и прозрачный, кажущийся черным лед значительно прочнее беловатого, который образуется при замерзании воды, смешанной со снегом.

На зимнем льду опасны места с небольшими торосами, где лед ломался в период замерзания водоема.

Следует остерегаться площадок, покрытых толстым слоем снега: бывает, что под его тяжестью лед прогибается, образуются трещины, через которые выступает вода.

Темное пятно на ровном снеговом покрове тоже таит опасность: под снегом может оказаться непрочный лед.

Необходимо знать, что в устойчивую зимнюю погоду для одного человека безопасным является лед толщиной 7 - 8 см; небольшую группу выдерживает лед толщиной 15 см, а 25 см – легковой автомобиль.

Правила поведения на льду 

— ни в коем случае нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь);

— убедительная просьба к родителям не отпускать детей на лед без присмотра;

— нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется вода — это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае нужно немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин;

— при переходе через реку следует пользоваться ледовыми переправами;

— при наличии груза следует повесить его на одно плечо, что позволит легко освободиться от него при необходимости;

— при групповом переходе водоема необходимо соблюдать расстояние друг от друга (5—6 м);

— на замерзший водоем необходимо брать с собой прочный шнур длиной 20—25 метров с большой глухой петлей на конце и грузом. Груз поможет забросить шнур к провалившемуся в воду, петля нужна для того, чтобы пострадавший мог надежнее ухватиться за шнур;

— одна из самых частых причин трагедий на водоёмах — алкогольное опьянение: люди неадекватно реагируют на опасность и в случае чрезвычайной ситуации становятся беспомощными. 

Если человек провалился в воду, следует: 

— не поддаваться панике;

— не наваливаться всем телом на тонкую кромку льда, так как под тяжестью тела он будет обламываться;

— широко раскинуть руки, чтобы не погрузиться с головой в воду;

— опереться локтями на лед и, приведя тело в горизонтальное положение, постараться забросить на лед ту ногу, которая ближе всего к его кромке, поворотом корпуса вытащить вторую ногу и быстро выкатиться на прочную поверхность;

— без резких движений ползти как можно дальше от опасного места в обратном направлении;

— звать на помощь;

— удерживаясь на поверхности воды, стараться тратить на это меньше физических усилий;

— находясь на плаву, держать голову как можно выше над водой.

ЕСЛИ ПОМОЩЬ ДОЛЖНЫ ОКАЗАТЬ ВЫ

К месту пролома во льду не подходите стоя, а приближайтесь ползком на животе с раскинутыми в сторону руками и ногами, лучше опираться на лыжи, доску. Приблизившись к пострадавшему на достаточное расстояние, бросьте ему один конец веревки, троса, ремня. Деревянные предметы: жердь, доску, лыжи, лестницу - толкайте по льду до места провала. Как только потерпевший схватился за поданный предмет, следует без резких движений тянуть его ползком.

Если потерпевший исчез подо льдом, надо попытаться найти его ныряя. Но это возможно, только когда подо льдом стоячая вода. Если имеется течение, помощь может оказать только спасатель-водолаз.

У незакаленного человека, провалившего под лед, через несколько минут могут возникнуть явления холодового шока с потерей сознания. При отсутствии своевременной помощи он может погибнуть. При температуре воды, близкой к 0 градусам, потеря сознания наступает через 15 минут. Особенно резко ухудшается состояние пострадавшего от охлаждения шеи, затылка и головы.

 

ПОМОЩЬ ЧЕЛОВЕКУ, ВЫТАЩЕННОМУ ИЗ ВОДЫ 

Спасенного из воды человека немедленно переодеть (по возможности) в сухую одежду и обувь или отжать мокрую одежду. Дать поесть сладкого (сахар, варенье, шоколад и т.п.). Для возбуждения сердечной деятельности пострадавшего поят горячим чаем или кофе. Заставить активно двигаться (приседать, взмахивать руками, растирать лицо и шею), чтобы быстрее согрелся «изнутри». На берегу разжечь костер, укрыть в палатке (снежном, ледяном убежище) и т.д.

Зная и выполняя простые правила поведения на воде и льду, можно избежать трагедий.

 

Ледовое покрытие на водных акваториях является источником повышенного риска для граждан. Из-за пренебрежения мерами предосторожности происходят несчастные случаи: провалы техники, а также людей, которые нередко сопровождаются гибелью.

Проверить свои знания правил поведения на льду теперь можно на официальном сайте МЧС России. Для этого необходимо ответить на вопросы специальной викторины, рассчитанной на любой возраст, и оценить полученные результаты. 

Тематическая викторинаПроверь знания правил поведения на льду

http://www.mchs.gov.ru/dop/Prover_znaniya

 

ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Мурманской области»

Гидрологическая обстановка:

На большинстве рек Мурманской области ледостав сохраняется. Лёд тонкий, непрочный. Выход на лёд опасен!

На реках Терского берега и на горных реках наблюдаются забереги, шугоход, "чисто". На мелководьях больших озёр и водохранилищ - забереги, открытая часть свободна ото льда.

На водоемах Мурманской области ледяного покрова практически нет. Из-за многочисленных перепадов температуры воздуха тот лед у берега, который успел образоваться, очень тонкий и опасный. Выходить на него категорически запрещено!

Реки гонят ледяную массу, называемую шугой, но выходить на нее нельзя. Безопасным для человека считается светлый синий лед, толщиной от 7 сантиметров и выше, без темных вкраплений и промоин.

Скрепленный вечерним или ночным холодом, он еще не способен выдерживать небольшую нагрузку. Однако каждый год многие люди пренебрегают мерами предосторожности и выходят на тонкий  лед, тем самым, подвергая свою жизнь смертельной опасности.

Уважаемые жители и гости Мурманской области, во избежание несчастных случаев не выходите на лед в осенний период!

Соблюдение этих правил – залог вашей безопасности!

 

 

С наступлением холодов, когда начинают замерзать реки, озера, пруды на скользкую поверхность льда устремляется молодежь. Излюбленное занятие некоторых - мчаться по первому неокрепшему еще льду, наслаждаясь тем, что лед прогибается, трещит.

Особенно неосторожны бывают дети в возрасте от 8 до 12 лет.

Не всегда считаются с опасностью провала на льду и взрослые люди. Нередко возвращаясь с работы или направляясь к знакомым, стремясь сократить путь, они переходят реку напрямик и оказываются в опасной ситуации.

Толщина и прочность льда. Чтобы без риска можно было находиться на льду, он должен быть прочным, иметь определенную толщину. Установлено, что переход одиночных пешеходов по льду возможен при толщине льда не менее 5 см. Большой группе людей можно переправляться по льду при толщине в 7 см., но каждый пешеход должен идти на расстоянии 5-6 м друг от друга. Для переправы грузовых машин и гужевых повозок толщина льда должна быть не менее 20-25 см. 

Правила поведения на льду. С появлением первого ледяного покрова на реках, озерах, прудах нельзя использовать лед для катания и переправ, - молодой лед вначале бывает тонкий, непрочный и не выдерживает тяжести человека. Во льду образуются воздушные пузырьки, которые при движении трудно заметить. Кроме того, в местах замерзания веточек, дощечек и других предметов лед бывает еще слабее. И если такие места запорошил снег, то катающийся или проходящий в этих местах человек неизбежно попадет в беду. 

Следует быть осторожным там, где есть или появилось быстрое течение, где ручьи впадают в реки, происходит сброс теплых вод с промышленных предприятий, а также в районах произрастания водной растительности, вблизи деревьев, кустов и камыша. Одно неосторожное движение - и можно провалиться под лед.

Выходить на берег и спускаться к воде безопаснее всего в местах, не покрытых снегом. Идти лучше по уже протоптанным дорожкам, причем поодиночке, сохраняя интервал не менее пяти метров.

Не менее опасно также ходить и кататься на льду поодиночке в ночное время, особенно в незнакомых местах.

Как остаться живым на «тонком льду»

Надо сказать, что осенние водоемы с ноября по декабрь (то есть до наступления устойчивых, крепких морозов) невероятно коварны. Ежегодно люди становятся жертвами «тонкого льда».

Что нужно знать о становлении льда осенью. В период становления льда вода замерзает, как правило, неравномерно — по частям: сначала у берега, на мелководье (в защищенных от ветра заливах), а затем уже на середине. На озерах, прудах, ставках (на всех водоемах со стоячей водой, особенно на тех, куда не впадает ни один ручеек) лед появляется раньше, чем на реках, где течение задерживает образование льда. Даже на одном и том же водоеме можно встретить чередование льдов, которые при одинаковой толщине обладают различной прочностью и грузоподъемностью.

Скрепленный вечерним или ночным холодом, в период с ноября по декабрь лед еще способен выдержать небольшую нагрузку, но днем, быстро нагреваясь от просачивающейся через него талой воды, становится очень слабым, хотя и сохраняет достаточную толщину.

Каковы же признаки так называемого «тонкого льда»? Серый, молочно-мутного цвета, ноздреватый и пористый – такой лед очень опасен, так как обрушивается без предупреждающего потрескивания. Лед может быть непрочным около стока вод; на течении (особенно быстром), на глубоких и открытых для ветра местах; над тенистым и торфяным дном; у болотистых берегов; в местах выхода подводных ключей; под мостами; в узких протоках; вблизи мест сброса в водоемы теплых и горячих вод промышленных и коммунальных предприятий. Следует обойти площадки, покрытые толстым слоем снега: под снегом лед всегда тоньше, к тому же снег маскирует полыньи, замедляет рост ледяного покрова.

Какой же должна быть толщина льда? Для уверенной переправы одного человека при температуре воздуха ниже нуля достаточно толщины льда не менее 7 см; массовой пешей переправы – не менее 15 см; для транспортного средства весом 0,8 тонн требуется лед толщиной 20 см; для автомобиля весом 3,5 тонны разрешается переправа при толщине льда 25 см. 

Чтобы измерить толщину льда, надо пробить лунки по сторонам переправы и промерить их. Следует иметь в виду, что состоит из двух слоев: верхнего (мутного) и нижнего (прозрачного и прочного). Измерить точную толщину можно, лишь очистив сначала верхний (мутный) слой от снегового, совсем уже непрочного льда. В период потепления прочность льда уменьшается, при среднесуточной температуре, превышающей ноль градусов в течение трех дней, прочность льда снижается на 25%.

Провалиться под лед может каждый из нас: рыболов; турист; охотник; местный житель, сокращающий себе путь; или ребятишки, играющие на льду. Вопрос в том, как избежать этого и что делать, если вдруг случилась беда?

 

Чего нужно избегать в период становления льда:

- никогда не выходите на лед в темное время суток и при плохой видимости (если есть туман, снегопад, дождь);

-не проверяйте на прочность лед ударом ноги (если после первого сильного удара поленом или лыжной палки покажется хоть немного воды, — это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин);

-убедительная просьба родителям: НЕ ДОПУСКАЙТЕ ДЕТЕЙ НА ЛЕД ВОДОЕМОВ (на рыбалку, катание на лыжах и коньках) БЕЗ ПРИСМОТРА;

-одна из самых частых причин трагедий на водоемах – АЛКОГОЛЬНОЕ ОПЬЯНЕНИЕ. Люди неадекватно реагируют на опасность и в случае чрезвычайной ситуации становятся беспомощными.

О чем нужно помнить в период становления льда:

-при вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне (но если их нет, надо перед тем, как спуститься на лед, очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут);

-при переходе водоема группой необходимо соблюдать дистанцию друг от друга (5-6м);

-замерзшую реку (озеро) лучше перейти на лыжах, при этом: крепления лыж расстегните, чтобы при необходимости быстро их сбросить; лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности быстро их откинуть;

-если есть рюкзак, повесьте его на одно плечо, это позволит легко освободиться от груза в случае провала льда под вами;

-при переходе через речку пользуйтесь ледовыми переправами;

-на замерзший водоем необходимо брать с собой прочный шнур длиной 20-25 метров с большой глухой петлей на конце и грузом (груз поможет забросить шнур к провалившемуся в воду товарищу, петля нужна для того, чтобы пострадавший мог надежнее держаться, продев ее под мышки).

Как спасти себя, если вы провалились под лед:

-действуйте самостоятельно (не поддаваясь панике) нельзя барахтаться и наваливаться всем телом на тонкую кромку льда (под тяжестью тела она будет обламываться);

-чтобы избежать теплопотерь организма, находясь на плаву, голову держите как можно выше над водой (известно, что более 50% всех теплопотерь организма, а по некоторым данным, даже 75% приходится на ее долю);

-попав в пролом воды, широко раскиньте руки, для того чтобы удержаться на поверхности и не провалиться под лед с головой;

-спокойно, не делая резких движений, старайтесь выбраться на поверхность в сторону более крепкого льда; для этого обопритесь локтями об лед и, приведя тело в горизонтальное положение, постарайтесь забросить на лед ту ногу, которая ближе всего к его кромке, поворотом корпуса вытащите вторую ногу и быстро выкатывайтесь на лед; 

-без резких движений отползайте от опасного места в том направлении, откуда пришли; зовите на помощь;

-добравшись до безопасного места, избавьтесь от воды, пропитавшей одежду – если позволяет погода; есть возможность разжечь костер или рядом оказались люди; если ничего этого нет, то единственное, что вы можете сделать – это просто вываляться в снегу (снег впитывает излишки воды и способствует быстрому образованию ледяной корочки на одежде, которая будет защищать вас от продувания ветром).

Как спасти провалившегося под лед:

-увидев попавшего в пролом льда, вызвать службы спасения по тел. 01; 112;

-подходите к полынье очень осторожно, лучше подползти по-пластунски;

-сообщите пострадавшему криком, что идете ему на помощь, это придаст ему силы, уверенность;

за 3-4 метра протяните ему веревку, шест, доску, шарф или любое другое подручное средство. Подавать пострадавшему руку небезопасно, так как, приближаясь к полынье, вы увеличите нагрузку на лед и не только не поможете, но и сами рискуете провалиться;

-если нет приспособлений, то несколько человек ложатся на лед и цепочкой, удерживая друг друга за ноги, подвигаются к пострадавшему и помогают ему выбраться из пролома на лед.

Как оказать пострадавшему первую помощь:

-если пострадавший захлебнулся водой и не дышит, выполнить первичные меры по освобождению его дыхательных путей от воды, делать искусственное дыхание до появления пульса и самостоятельного дыхания;

-пострадавшего надо укрыть в месте, защищенном от ветра, если есть возможность, снимите с него мокрую одежду, наденьте сухое, закутайте его в одеяло;

-если он в сознании, напоите горячим чаем, кофе; очень эффективны грелки, бутылки, фляги, заполненные горячей водой, или камни, разогретые в пламени костра и завернутые в ткань, их прикладывают к боковым поверхностям грудной клетки, к голове, к паховой области, под мышки.

НЕЛЬЗЯ растирать тело спиртом, жирными мазями, снегом, интенсивно отогревать (горячий душ, ванна, жаркое помещение), давать алкоголь, этим можно нанести серьезный вред организму (он будет оказывать угнетающее действие на центральную нервную систему);

-если людей поблизости вас нет, то согревайтесь любыми способами: физические упражнения, огонь, обильное горячее питье, горячая пища; если нет возможности высушить мокрую одежду, не снимайте ее.

Время безопасного пребывания человека в воде:

- при температуре воды 5-150 С - от 3,5 до 4,5 часов; 

- температура воды 2-30 С - оказывается смертельной для человека через 10-15 минут; 

- при температуре воды минус 20 С - смерть может наступить через 5-8 минут.

Уважаемые дети и взрослые! Во избежание трагических случаев:

• Соблюдайте элементарные правила безопасности на льду, помните, безопасным лед считается при толщине не менее 12 см. 

• Запрещается ходить по льду под мостами, рядом с любыми водными сооружениями, в местах впадения в водоем ручьев и рек. 

• Если вы стали свидетелем происшествия, немедленно сообщите об этом по телефону службы спасения 112 (звонок бесплатный) или 01. 

• По возможности окажите пострадавшему первую помощь и ждите прибытия спасателей.

Родители, не оставляйте детей без присмотра! Будьте внимательны к окружающим! 

Будьте внимательны к себе, своему здоровью, ведь сэкономленные пять минут не смогут заменить Вам жизнь!

Строгое соблюдение мер предосторожности на льду - главное условие предотвращения несчастных случаев во время ледостава.

 

Вложения:
Скачать этот файл (Осень СпасЭкстрим.pdf)Осень СпасЭкстрим.pdf[ ]1092 Кб

С наступлением первых осенних заморозков вода в водоемах покрывается льдом. Начинается период ледостава.

Первый лед очень коварен. Не торопитесь выходить на первый лед, он только кажется прочным, а на самом деле он тонкий, слабый и не выдержит тяжести не только взрослого человека, но и ребенка. Молодой лед отличается от старого более темным цветом и тонким ровным снежным покровом.

Скрепленный вечерним или ночным холодом, он еще способен выдерживать небольшую нагрузку, но днем, быстро нагреваясь, от просачивающейся через него талой воды, становится пористым и очень слабым, хотя сохраняет достаточную толщину.

В осенне-зимнее время лед прирастает в сутки:

При t - (- 5° С) - 0,6см

t - (- 25° C) - 2, 9 см

t - (- 40° C) - 4, 6 см

Становление льда:

      Как правило, водоемы замерзают неравномерно, по частям: сначала у берега, на мелководье, в защищенных от ветра заливах, а затем уже на середине.

      На озерах, прудах (на всех водоемах со стоячей водой, особенно на тех, куда не впадает ни один ручей, в которых нет русла придонной реки, подводных ключей) лед появляется раньше, чем на речках, где течение задерживает льдообразование.

      На одном и том же водоеме можно встретить чередование льдов, которые при одинаковой толщине обладают различной прочностью и грузоподъемностью.

Основным условием безопасного пребывания человека на льду является соответствие толщины льда прилагаемой нагрузке:

      безопасная толщина льда для одного человека не менее 10 см в пресной воде и 15 сантиметров в соленой

      безопасная толщина льда для совершения пешей переправы 15 см и более

      безопасная толщина льда для проезда автомобиля не менее 20 см

Время безопасного пребывания человека в воде:

      при температуре воды 24°С время безопасного пребывания 7 – 9 часов

      при температуре воды 5 – 15° С  3,5 – 4,5 часов

      температура воды 2 – 3° С оказывается смертельной для человека через 10 – 15 минут

      при температуре воды минус 2° С – смерть может наступить через 5 – 8 минут

Критерии прочного льда

ü  Прозрачный лед с зеленоватым или синеватым оттенком

ü  На открытом белоснежном пространстве лед всегда толще

 

Критерии тонкого льда

-        Цвет льда молочно-мутный, серый. Такой лед обычно пористый и обрушивается без предупреждающего потрескивания

-        Лед, покрытый снегом (снег, выпавший на только что образовавшийся лед, помимо того, что маскирует полыньи, замедляет рост ледяного покрова)

-        Лед более тонок на течении, на глубоких и открытых для ветра местах, у болотистых берегов, в местах выхода подводных ключей, под мостами, близи мест сброса в водоемы теплых и горячих вод промышленных и коммунальных предприятий.

-        В местах, где растут водные растения.

Правила поведения на льду:

1. Ни в коем случае нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь).

2. При переходе через водоем пользуйтесь ледовыми переправами.

3. Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара палкой покажется хоть немного воды, - это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин.

4. При вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне. Но если их нет, надо перед тем, как выйти на лед, очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут.

5. При переходе водоема группой необходимо соблюдать расстояние друг от друга (5 - 6 м).

6. Замерзшую реку (озеро) лучше перейти на лыжах, при этом: крепления лыж отстегните, чтобы при необходимости быстро их сбросить, лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности сразу их отбросить.

7. Если есть рюкзак, повесьте его на одно плечо, это позволит легко освободиться от груза в случае, если лед под вами провалится.

8. На замерзший водоем необходимо брать с собой прочный шнур длиной 20 – 25 метров с большой глухой петлей на конце и грузом. Груз поможет забросить шнур к провалившемуся в воду человеку, петля нужна для того, чтобы пострадавший мог надежнее держаться, продев ее под мышки.

9. Убедительная просьба родителям: не отпускайте детей на лед (на рыбалку, катание на лыжах и коньках) без присмотра.

10. Одна из самых частых  причин трагедий на водоемах – алкогольное опьянение. Люди неадекватно реагируют на опасность и становятся беспомощными.

Оказание помощи провалившемуся под лед:

Самоспасение:

      Не поддавайтесь панике.

      Не надо барахтаться и наваливаться всем телом на тонкую кромку льда, так как под тяжестью тела он будет обламываться.

      Широко раскиньте руки, чтобы не погрузиться с головой в воду.

      Обопритесь локтями об лед и, приведя тело в горизонтальное положение, постарайтесь забросить на лед ту ногу, которая ближе всего к его кромке, поворотом корпуса вытащите вторую ногу и быстро выкатывайтесь на лед.

      Без резких движений отползайте как можно дальше от опасного места в том направлении, откуда пришли.

      Зовите на помощь.

      Удерживая себя на поверхности воды, старайтесь затрачивать на это минимум физических усилий.

      Находясь на плаву, следует голову держать как можно выше над водой. Известно, что более 50 % всех теплопотерь организма, а по некоторым данным, даже 75 % приходится на ее долю.

      Активно плыть к берегу, плоту или шлюпке, можно, если они находятся на расстоянии, преодоление которого потребует не более 40 минут.

      Добравшись до плавсредства, надо немедленно раздеться, выжать намокшую одежду и снова надеть.

Если Вы оказываете помощь:

      Подходите к полынье очень осторожно, лучше подползти по-пластунски.

      Сообщите пострадавшему криком, что идете ему на помощь, это придаст ему силы, уверенность.

      За 3 – 4 метра протяните ему веревку, шест, доску, шарф или любое другое подручное средство.

      Подавать пострадавшему руку небезопасно, так как, приближаясь к полынье, Вы увеличите нагрузку на лед и не только не поможете, но и сами рискуете провалиться.

Первая помощь:

      Перенести пострадавшего на безопасное место, согреть.

      При отсутствии пульса на сонной артерии сделать наружный массаж сердца и искусственное дыхание.

      Повернуть пострадавшего лицом вниз и опустить голову ниже таза.

      Очистить рот от слизи. При появлении рвотного и кашлевого рефлексов – добиться полного удаления воды из дыхательных путей и желудка.

      Доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

Отогревание пострадавшего:

1. Пострадавшего надо укрыть в месте, защищенном от ветра, хорошо укутать в любую имеющуюся одежду, одеяло.

2. Если он в сознании, напоить горячим чаем, кофе. Очень эффективны грелки, бутылки, фляги, заполненные горячей водой, или камни, разогретые в пламени костра и завернутые в ткань, их прикладывают к боковым поверхностям грудной клетки, голове, паховой области, под мышки.

3. Нельзя растирать тело, давать алкоголь, этим можно нанести серьезный вред организму. Так, при растирании охлажденная кровь из периферических сосудов начнет активно поступать к «сердцевине» тела, что приведет к дальнейшему снижению ее температуры. Алкоголь будет оказывать угнетающее действие на центральную нервную систему.

Это надо знать.

Выживание в холодной воде.

1. Известно, что организм человека, находящегося в воде, охлаждается, если ее температура ниже 33,3° С. Теплопроводность воды почти в 27 раз больше, чем воздуха, процесс охлаждения идет интенсивно. Например, при температуре воды 22° С человек за 4 минуты теряет около 100 калорий, т.е. столько же, сколько на воздухе при той же температуре за час. В результате организм непрерывно теряет тепло, и температура тела, постепенно снижаясь, рано или поздно достигнет критического предела, при котором невозможно дальнейшее существование.

2. Скорость снижения температуры тела зависит от физического состояния человека и его индивидуальной устойчивости к низким температурам, теплозащитные свойства одежды на нем, толщина подкожно-жирового слоя.

3. Важная роль в активном снижении теплопотерь организма принадлежит сосудосуживающему аппарату, обеспечивающему уменьшение просвета капилляров, проходящих в коже и подкожной клетчатке.

Что испытывает человек, неожиданно оказавшийся в ледяной воде?

  1. Перехватывает дыхание.
  2. Голову как будто сдавливает железный обруч.
  3. Резко учащается сердцебиение.
  4. Артериальное давление повышается до угрожающих пределов.
  5. Мышцы груди и живота рефлекторно сокращаются, вызывая сначала выдох, а затем вдох. Непроизвольный дыхательный акт особенно опасен, если в этот момент голова находится под водой, ибо человек может захлебнуться.
  6. Пытаясь защититься от смертоносного действия холода, организм включает в работу резервную систему теплопроизводства – механизм холодовой дрожи.
  7. Теплопродукция резко возрастает за счет быстрого непроизвольного сокращения мышечных волокон, иногда в 3 – 4 раза. Но через некоторое время и этого тепла оказывается недостаточно, чтобы компенсировать теплопотери, и организм начинает охлаждаться. Когда температура понижается до 30° С, дрожь прекращается, и с этого момента гипотермия начинает развиваться с нарастающей скоростью. Дыхание становится все реже, пульс замедляется, артериальное дыхание падает до критических цифр.

Основные причины смерти человека в холодной воде:

      Переохлаждение, так как тепла, вырабатываемого организмом, недостаточно чтобы возместить теплопотери.

      Смерть может наступить в холодной воде, иногда гораздо раньше, чем наступило переохлаждение, причиной этого может быть своеобразный «холодовой шок», развивающийся иногда в первые 5 – 15 минут после погружения в воду.

      Нарушение функции дыхания, вызванное массивным раздражение холодовых рецепторов кожи.

      Быстрая потеря тактильной чувствительности. Находясь рядом со спасительной лодкой, терпящий бедствие иногда не может самостоятельно забраться в нее, так как температура кожи пальцев падает до температуры окружающей среды.

Будьте осторожны и помните: строгое выполнение правил поведения и мер безопасности на льду сохранит вашу жизнь!

Основы судовождения маломерных судов регламентируются следующими правовыми актами:

– Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации

– Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации

Маломерные суда должны следовать за пределами судового хода или по установленной полосе движения. В случае, когда по условиям пути такое следование невозможно, они могут идти по судовому ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах до 10 м от нее; при этом они не должны затруднять движение и маневрирование немаломерных судов на судовом ходу и обязаны заблаговременно уходить с их пути без обмена звуковыми и зрительными сигналами.

 

Маломерные суда не могут требовать, чтобы им уступили дорогу.

Маломерным и парусным судам запрещается:

– маневрировать и останавливаться вблизи идущих или стоящих других судов, земснарядов, плавучих кранов и т.д. и в промежутках между ними; 

– останавливаться и становиться на якорь в пределах судового хода (полосы движения, рекомендованного курса), а также у плавучих навигационных знаков; 

– выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости, а парусным судам, кроме того, и ночью.

Использование водных лыж и гидроциклов или аналогичных средств разрешается только днем при хорошей видимости и в установленных зонах.

Движение скоростных судов в неводоизмещающем положении разрешается только в светлое время суток, когда не менее чем за 1 км невооруженным глазом видны и отчетливо опознаются навигационные знаки.

Всем судам запрещается проходить на близком расстоянии позади судна, занятого ловом рыбы и несущего предписанные Правилами сигналы.

Судам запрещается становиться на якоря, отдавать и волочить якоря, лоты, тросы, цепи в зонах подводных переходов кабелей, трубопроводов, водозаборов и т.п., обозначенных на местности информационными знаками или на навигационной карте.

При плавании на маломерных судах запрещается:

а) управлять маломерным судном:

– не зарегистрированным в установленном порядке;

– не прошедшим технического освидетельствования (осмотра);

– не несущим бортовых номеров;

– переоборудованным без соответствующего разрешения; 

с нарушением норм загрузки, пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания;

– без удостоверения на право управления маломерным судном; 

– в состоянии опьянения;

б) передавать управление судном лицу, не имеющему права управления или находящемуся в состоянии опьянения;

в) превышать установленные скорости движения;

г) нарушать правила маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков;

д) наносить повреждения гидротехническим сооружениям, техническим средствам, знакам судоходной и навигационной обстановки;

е) заходить в постоянно или временно закрытые для плавания районы без специального разрешения или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах;

ж) в целях обеспечения безопасности людей заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей, купален, других мест купания и массового отдыха населения на водных объектах;

з) приближаться на водных мотоциклах (гидроциклах) к ограждению границ заплыва на пляжах и других организованных мест купания; 

и) перевозить на судне детей дошкольного возраста без сопровождения взрослых

к) швартоваться, останавливаться, становиться на якорь у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, пирсов, дебаркадеров, доков (плавдоков) и под мостами, маневрировать в непосредственной близости от транспортных и технических судов морского и речного флота, создавать своими действиями помехи судоходству; 

л) устанавливать моторы на гребные лодки при отсутствии соответствующей записи в судовом билете

м) использовать суда в целях браконьерства и других противоправных действий; 

н) осуществлять пересадку людей с одного судна на другое во время движения; 

о) осуществлять заправку топливом без соблюдения соответствующих мер пожарной безопасности; 

п) выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости

р) осуществлять расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно-ремонтных заграждений, переправ и работающих земснарядов, а также в пролетах мостов и подходных каналах, при подходе к шлюзам; 

с) двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка

т) нарушать правила, обеспечивающие безопасность плавания, а также безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов.

у) пересекать судном полосы движения или всего судового хода на расстоянии менее 1 км от приближающихся судов без согласования взаимных действий, при этом во всех случаях пересечение должно производиться под углом, близким к прямому;

ф) маневрировать и останавливаться вблизи идущих или стоящих других судов, земснарядов, плавучих кранов и т.д. и в промежутках между ними;

х) останавливаться и становиться на якорь в пределах судового хода (полосы движения, рекомендованного курса), а также у плавучих навигационных знаков;

Пользование маломерными судами запрещается при следующих неисправностях:

а) наличие сквозных пробоин корпуса судна независимо от их местонахождения;

б) отсутствие или разгерметизация гермоотсеков и (или) воздушных ящиков судна; 

в) отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого устройства или повреждение его составных частей, или необеспечение надежности его работы; 

г) наличие утечек топлива, вибрации, отсутствие или неисправность глушителя, повреждение системы дистанционного управления двигателем, необеспечение надежного включения (выключения) реверс-редуктора, неисправность блокировки запуска двигателя (мотора) при включенном реверсе; 

д) несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, указанным в судовом билете;

е) отсутствие, неисправность или несоответствие отличительных огней установленным требованиям.

 

Купальный сезон закончен, но забывать о безопасности на воде в осенний период не стоит.

Если вы отдыхаете с детьми – будьте особенно бдительны, не оставляйте их без присмотра и еще раз расскажите о коварстве водной стихии.

Если вы рыбачите или отдыхаете с использованием лодки, не забудьте надеть спасательный жилет, не допускайте перегруза плавательных средств и не употребляйте алкоголь.

Сезонное понижение температуры, появление туманов и первичного образования льда представляет большую опасность.

Напоминаем владельцам личных плавательных средств особенные сезонные правила безопасности осенью:

1) при выходе на воду учитывайте усиление ветра и волны;

2) ухудшение видимости в связи с туманами;

3) формирование опасных для судов (особенно надувных) первичных ледовых покровов на малых водоёмах и заберегов – тонких участков замёрзшей воды у берегов водоёмов;

4) в связи с продолжающимся понижением температуры происходит изменение в маневренности лодок и катеров из-за обледенения их корпуса.

Соблюдайте меры безопасности на воде!

При внезапном падении в воду, главное — не паникуйте:

1. Задержите дыхание и зажмите пальцами нос, чтобы не нахлебаться воды.

2. Попытайтесь нащупать ногами дно, если вы недалеко от берега.

3. Если место глубокое, постарайтесь как можно скорее избавиться от обуви и тяжелой одежды, чтобы она не тянула вас ко дну.

4. Добирайтесь вплавь до ближайшего берега, стараясь плыть по течению.

Если вы оказались в воде и не умеете плавать, то постарайтесь продержаться на воде, пока не придет помощь.

 Будьте осторожны и помните:

строгое выполнение правил поведения и мер безопасности

на воде сохранит вашу жизнь!

 

 

Основы судовождения маломерных судов регламентируются следующими правовыми актами:

– Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации

– Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации

Маломерные суда должны следовать за пределами судового хода или по установленной полосе движения. В случае, когда по условиям пути такое следование невозможно, они могут идти по судовому ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах до 10 м от нее; при этом они не должны затруднять движение и маневрирование немаломерных судов на судовом ходу и обязаны заблаговременно уходить с их пути без обмена звуковыми и зрительными сигналами.

Маломерные суда не могут требовать, чтобы им уступили дорогу.

Маломерным и парусным судам запрещается:

– маневрировать и останавливаться вблизи идущих или стоящих других судов, земснарядов, плавучих кранов и т.д. и в промежутках между ними; 

– останавливаться и становиться на якорь в пределах судового хода (полосы движения, рекомендованного курса), а также у плавучих навигационных знаков; 

– выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости, а парусным судам, кроме того, и ночью.

Использование водных лыж и гидроциклов или аналогичных средств разрешается только днем при хорошей видимости и в установленных зонах.

Движение скоростных судов в неводоизмещающем положении разрешается только в светлое время суток, когда не менее чем за 1 км невооруженным глазом видны и отчетливо опознаются навигационные знаки.

Всем судам запрещается проходить на близком расстоянии позади судна, занятого ловом рыбы и несущего предписанные Правилами сигналы.

Судам запрещается становиться на якоря, отдавать и волочить якоря, лоты, тросы, цепи в зонах подводных переходов кабелей, трубопроводов, водозаборов и т.п., обозначенных на местности информационными знаками или на навигационной карте.

При плавании на маломерных судах запрещается:

а) управлять маломерным судном:

– не зарегистрированным в установленном порядке;

– не прошедшим технического освидетельствования (осмотра);

– не несущим бортовых номеров;

– переоборудованным без соответствующего разрешения; 

с нарушением норм загрузки, пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания;

– без удостоверения на право управления маломерным судном; 

– в состоянии опьянения;

б) передавать управление судном лицу, не имеющему права управления или находящемуся в состоянии опьянения;

в) превышать установленные скорости движения;

г) нарушать правила маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков;

д) наносить повреждения гидротехническим сооружениям, техническим средствам, знакам судоходной и навигационной обстановки;

е) заходить в постоянно или временно закрытые для плавания районы без специального разрешения или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах;

ж) в целях обеспечения безопасности людей заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей, купален, других мест купания и массового отдыха населения на водных объектах;

з) приближаться на водных мотоциклах (гидроциклах) к ограждению границ заплыва на пляжах и других организованных мест купания; 

и) перевозить на судне детей дошкольного возраста без сопровождения взрослых

к) швартоваться, останавливаться, становиться на якорь у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, пирсов, дебаркадеров, доков (плавдоков) и под мостами, маневрировать в непосредственной близости от транспортных и технических судов морского и речного флота, создавать своими действиями помехи судоходству; 

л) устанавливать моторы на гребные лодки при отсутствии соответствующей записи в судовом билете

м) использовать суда в целях браконьерства и других противоправных действий; 

н) осуществлять пересадку людей с одного судна на другое во время движения; 

о) осуществлять заправку топливом без соблюдения соответствующих мер пожарной безопасности; 

п) выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости

р) осуществлять расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно-ремонтных заграждений, переправ и работающих земснарядов, а также в пролетах мостов и подходных каналах, при подходе к шлюзам; 

с) двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка

т) нарушать правила, обеспечивающие безопасность плавания, а также безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов.

у) пересекать судном полосы движения или всего судового хода на расстоянии менее 1 км от приближающихся судов без согласования взаимных действий, при этом во всех случаях пересечение должно производиться под углом, близким к прямому;

ф) маневрировать и останавливаться вблизи идущих или стоящих других судов, земснарядов, плавучих кранов и т.д. и в промежутках между ними;

х) останавливаться и становиться на якорь в пределах судового хода (полосы движения, рекомендованного курса), а также у плавучих навигационных знаков;

 

Пользование маломерными судами запрещается при следующих неисправностях:

а) наличие сквозных пробоин корпуса судна независимо от их местонахождения;

б) отсутствие или разгерметизация гермоотсеков и (или) воздушных ящиков судна; 

в) отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого устройства или повреждение его составных частей, или необеспечение надежности его работы; 

г) наличие утечек топлива, вибрации, отсутствие или неисправность глушителя, повреждение системы дистанционного управления двигателем, необеспечение надежного включения (выключения) реверс-редуктора, неисправность блокировки запуска двигателя (мотора) при включенном реверсе; 

д) несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, указанным в судовом билете;

е) отсутствие, неисправность или несоответствие отличительных огней установленным требованиям.

 

В связи с участившимися случаями пропажи людей, ушедших в лес (на пикник/рыбалку/поход и т.д.), Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области напоминает  правила поведения в лесу:

Прежде, чем уйти:

– сообщите родственникам или друзьям, куда вы направляетесь и когда планируете вернуться, даже если вы заядлый рыбак или хорошо знаете место назначения;

- путешествуйте группами, не поодиночке;

– проверьте прогноз погоды и возьмите вещи, соответствующие сезону;

– возьмите с собой мобильный телефон (предварительно зарядив его);

– наденьте яркую верхнюю одежду или одежду со светодиодными вставками;

– возьмите с собой припасы: 1 л воды на человека (сутки); из еды подойдет печенье, орехи, изюм, сухофрукты и т.д.

Если вы поняли, что потерялись:

  • Остановитесь (продолжая движение, вы затрудняете ваши поиски). Постарайтесь преодолеть чувство страха и паники (они плохие советчики в таких ситуациях);
  • Позвоните родным и предупредите их о случившемся. Сделайте звонок в аварийно-спасательный отряд и объясните как можно подробнее, где вы находитесь (единый для всех экстренных служб телефон: 112);
  • Если вы не можете сделать остановку (например, в поисках укрытия для ночлега), оставляйте знаки: стрелки или горки из камней, кусочки ткани на деревьях. Знаки должны указывать направление вашего пути;
  • Не сворачивайте с тропинок и просек, они могут вывести вас к людям;
  • Распланируйте запасы, которые у вас есть так, чтобы вам их хватило минимум на 48 часов;
  • Будьте заметными: наденьте яркую, цветную, светодиодную одежду, используйте свисток, разведите костер так, чтобы был заметен дым (лучше на поляне или открытой местности). Помните, что вас ищут в большей степени по оставленным вами следам, постарайтесь сделать так, чтобы они были отчетливо видны на земле;
  • Подавая сигнал бедствия, используйте общепринятые знаки: 3 раза подряд + пауза (стук по дереву, свисток, выстрелы, включение/выключение фонаря);
  • Если вам необходимо провести в лесу ночь, позаботьтесь об укрытии заранее. Ваше убежище должно защищать вас от ветра и дождя, для этого подойдет поваленное дерево, пещера и т.д. Если поблизости нет ничего подобного, тогда соберите достаточно сухих веток и соорудите подобие шалаша (дополнительно используя полиэтилен, сухую листву и пеньку).

Помните: не поддавайтесь страху, выжить в лесу до прибытия помощи возможно, если вы к этому готовы.

Безопасность на воде – не пустые слова. По статистике, в летние месяцы наблюдается пик гибели и травматизма людей на воде. В выходные дни население области стремится на открытую воду:  плавания на маломерных судах, рыбной ловли.  Владельцам плавсредств напоминаем:

• на маломерном судне следует находиться в спасательном жилете и обеспечить спасательными средствами пассажиров;

• соблюдать правила плавания на маломерных судах, правила обгона, расхождения судов, установленную скорость.

Запрещается:

• перегружать лодку сверх установленной нормы;

• купаться или нырять с лодки;

• пересаживаться или пытаться сидеть на бортах;

• останавливать лодку под мостами и около мостов, на судовом ходу.

Соблюдение элементарных правил поведения у воды и отказ от алкогольных напитков — гарант вашей безопасности.

Применяя эти рекомендации, вы убережете себя и своих близких от неприятностей на водоемах!

 

Календарь новостей

<< < Ноябрь 2018 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30