Зима – прекрасное время для активного отдыха. Одним из самых популярных способов провести свободное время зимой является катание на снегоходе.

Несомненно, езда на снегоходе – это необыкновенные острые ощущения, возможность почувствовать скорость, покорять заснеженные просторы и любоваться зимними красотами природы, но, с другой стороны, это большая опасность, особенно при несоблюдении элементарных мер безопасности.

Настоятельно рекомендуем водителям снегохода в каждом случае, когда планируете отправиться на маршрут, в первую очередь уточнить информацию о погодных условиях в районе предполагаемой поездки.

Помните, что основными причинами гибели и увечий ездоков являются:

 

  • столкновение снегохода с деревьями, проводами, мостами и другими транспортными средствами;
  • падение въехавшего в канаву снегохода на бок – при этом водитель оказывался зажатым под техникой;
  • попадание снегохода в воду при катании на льду.

Существует ряд правил для обеспечения собственной безопасности:

 

  1. Отправляясь на маршрут, нужно изучить рельеф местности, куда вы направляетесь. Уточните, есть ли по ходу маршрута туристические базы, зимовья, другие места, где бы вы могли укрыться в случае непогоды.
  2. Если планируется дальняя поездка, необходимы средства связи, GPS-навигатор, желательно спутниковый телефон. При поездке в горы совсем не лишним будет лавинный маячок (бипер). Кроме того, возьмите с собой лопату, компас, спички, фонарик, комплект для оказания первой помощи.
  3. Отправляясь в долговременную поездку, запаситесь необходимым количеством воды и пищи.
  4. Техническое средство должно быть исправным. В зависимости от длительности и дальности совершаемых поездок, снегоход должен быть обязательно укомплектован минимально необходимым набором инструментов, запасных частей и принадлежностей, которые могут понадобиться в пути или при аварийной ситуации. Запаситесь горючим.
  5. Наличие соответствующей экипировки, термобелья.

Снегоход – открытое транспортное средство, поэтому, отправляясь в поездку, следует одеваться в теплую и удобную, не стесняющую движений одежду, принимая во внимание, что добавочное охлаждение с учетом скорости снегохода и скорости ветра может вдвое и более превышать температуру окружающего воздуха.

Проверьте весь свой комплект экипировки для экстремальной езды: шлем, штаны, перчатки, куртку, шарф, ботинки и очки. Всегда катайтесь в шлеме. Он не только защитит вас при падении со снегохода, но и выступит прекрасной защитой от ветра. Кроме того, в случае передвижения по лесу шлем станет прекрасным веткоотбойником. Также стоит обзавестись наколенниками, налокотниками и защитным щитком для груди. Обязательно применение защитных очков или лицевого щитка, который закрепляется на шлеме. Эти рекомендации относятся и к пассажиру.

  1. Особенно внимательно нужно относиться к поездкам в условиях ограниченной видимости и в темноте.
  2. Дальние поездки на снегоходе в одиночку опасны. В пути может быть израсходован весь запас топлива, случиться авария или повреждение снегохода. Дальние поездки следует совершать, как минимум, на двух машинах. Необходимо предупредить близких, куда Вы направляетесь и когда планируете вернуться назад.
  3. Не садитесь за руль снегохода в состоянии алкогольного опьянения.
  4. Воздержитесь от путешествий по поверхности замерзших водоемов, даже если лед выглядит достаточно крепким. Если вы все же провалитесь под воду, активно работайте ногами, чтобы выбраться на поверхность, после чего откатитесь в сторону от пролома и не вставайте на ноги, пока не окажетесь на достаточном расстоянии от места провала снегохода.
  5. Если при подъеме на холм снегоход начинает сползать вниз или переворачиваться, направьте его вниз по склону, а если это по каким-либо причинам невозможно, «катапультируйтесь». Но обязательно в сторону вершины холма, чтобы катящийся кубарем вниз снегоход не прокатился по Вам.
  6. Всегда учитывайте уровень своих способностей. Не разгоняйтесь слишком быстро и не выполняйте трюки, в которых вы не уверены.

С появлением льда есть возможность заниматься зимними видами спорта. Причем они интересуют не только детей, но и взрослых. Хоть это увлекательное занятие, все же надо знать про безопасность на льду. Нужно соблюдать элементарные правила, чтобы не причинить вред жизни и здоровью.

Появление льда. С морозами водоемы не сразу покрываются льдом. Это занимает некоторое время, к тому же зависит от различных факторов. На формирование льда влияет погода, ведь каждый год она разная.

С низкой температурой лед создается быстро, но при лучах солнца он становится пористым от воды. Как правило, замерзание водоемов осуществляется неравномерно.

Сначала промерзает мелководье по побережью, а затем процесс подходит к середине. На разных водоемах это происходит по-разному, на речках лед появляется медленней, так как все затормаживается из-за течения.

Даже в пределах одного водоема лед может иметь неодинаковую толщину. Это обязательно надо учитывать при отправлении на замерзший водоем.

Как сохранить жизнь на льду? Почти ежегодно случаются чрезвычайные ситуации на льду. Причем это могут быть катания на коньках, рыбалка и просто прогулка. Все связано с тем, что не все соблюдают правила безопасности на льду. Из-за неосторожного поведения есть вероятность оказаться в ледяной воде.

Причиной многих несчастий является недостаточная толщина льда. Обычно люди осознают свои ошибки уже при возникновении опасности. Усложняет оценку льда снег, находящийся сверху, ведь никто не знает, что находится под ним.

Безопасный лед. Чтобы одному человеку можно было пройти водоем, по толщине лед должен быть не меньше 7 см. Для катка надо выбирать то место, где лед имеет толщину 12 см. А переправка группой возможна только при 15 см. Передвижение автомобиля следует выполнять с толщиной льда не меньше 30 см.

Опасный лед. Опасной считается желтоватая или матово-белая поверхность. Обычно она обладает пористой структурой, поэтому прочной не будет.

Если в течение нескольких дней температура не опускается ниже нуля, то прочность уменьшается на 25%.

Тонкий лед обычно находится около зарослей камышей, кустов и деревьев, растущих возле берегов. Требуется осторожное поведение возле прорубей, которые могут быть невидными, если их запорошит снег.

Как определить прочность льда? Выполнять проверку прыжками или топанием не следует. Если наверху появилась вода, то по этому участку лучше не ходить. Чтобы избежать несчастного случая, надо вернуться, аккуратно ступая ногами, не поднимая высоко ноги. При сильном треске передвижение надо выполнять ползком.

Зимой обязательно надо соблюдать безопасность на льду. Для этого надо выполнять несложные правила:

ü  Не следует отправляться на лед ночью, в туман, снег и дождь.

ü  Чтобы перейти на другой берег, необходимо использовать ледовые переправы. Проверять прочность льда надо палкой.

ü  Даже при небольшом количестве воды нельзя кататься на коньках.

ü  Группе нужно передвигаться на расстоянии 5 метров друг от друга.

ü  Водоемы лучше переходить на лыжах, только не следует застегивать крепления.

ü  Если за спиной находится какой-то груз, то его надо расположить на одном плече.

ü  При путешествии на замерзший водоем следует брать с собой веревку с петлей и грузом, так как эти атрибуты помогут спасти жизнь в случае провала под лед.

ü  Дети не должны быть на замерзших водоемах без взрослых.

ü  Не следует наступать на лед, если он припорошен снегом, так как там может быть прорубь.

Первая помощь. Двигаться на помощь к провалившемуся человеку надо ползком. Необходимо протянуть ему шарф, палку или другие подобные вещи. Потом человека надо аккуратно вытягивать на лед, не делая резких движений. Когда он спасен, следует оказать первую помощь, при которой происходит согревание и переодевание в сухую одежду. Важно, чтобы в группе никто не растерялся, а начал действовать решительно. Ведь помощь в такой ситуации надо оказывать незамедлительно.

Что делать, если никого рядом нет? Важно соблюдать самообладание и не подвергаться панике. Необходимо принять горизонтальное положение и всеми силами стараться выбраться на поверхность.

 

Будьте осторожны и помните: строгое выполнение правил поведения и мер безопасности на водных объектах сохранит Вашу жизнь!

 

 

Зимние прогулки, в том числе с использованием снегоступов, поездки на снегоходах, подледная рыбалка (с автомобилем или без), лыжный спорт, катание на коньках и игры на льду могут быть опасными, если Вы не можете определить, достаточно ли крепок лед, чтобы выдержать нагрузку.

Существуют различные способы для того, чтобы оценить потенциальную надежность ледового покрытия – можно наблюдать за цветом льда и исследовать его толщину, а также обращать внимание на внешние факторы, такие как температура, местные условия и особенности.

Однако полностью исключить риск во время проведения спортивных мероприятий невозможно. Если вы сомневаетесь – не выходите на лед; и уж тем более не стоит этого делать не по сезону рано или слишком поздно.

Зимняя рыбалка обретает все большую популярность. Причины этому понятны. Есть много интересных способов зимней ловли, к которым присоединяются новые поклонники. Появилась технологичная одежда и снаряжение, повышающие комфорт на холоде.

Каждому рыболову отправляясь зимой на рыбалку нужно знать простые правила безопасности на льду, а также иметь при себе элементарные средства спасения. Помните, что лед нестабилен в течение всей зимы, его состояние зависит от: условий становления: шел ли снег, резко или плавно похолодало, было ли ветрено и других; вида, размера и глубины водоема; наличия поблизости от места лова ключей, устья реки (ручья), плотины; наличия течения, особенного техногенного характера; температуры воздуха; состава воды в водоеме, соленая вода замерзает хуже; времени года, а иногда даже времени суток.

Поэтому осторожность и наблюдательность зимнему рыболову должны быть присущи всегда.

 

Особенности льда в зависимости от времени года. Самым опасным временем для зимней рыбалки являются ледостав и весенний период.

Нужно помнить особенности и правила безопасного поведения на льду в эти периоды.

С началом сезона не выходите на тонкий неокрепший лед. Не стоит спешить с ранним открытием сезона твердой воды. Свою жизнь и здоровье лучше поберечь.

Безопасной толщиной льда является:

для одного пешехода — не менее 7 см;

для группы пешеходов не менее 15 см, дистанция между пешеходами не менее 5 м;

для автомобильного транспорта: 18-25 см для вездехода или снегохода;

для легкового автомобиля — более 30 см;

для грузового автомобиля массой до 15 тонн толщина льда должна быть не менее 35-43 см.

Не стоит ходить на ледовую рыбалку одному. Если довелось провалиться, выбираться самому непросто. Помощь товарища может оказаться решающей в спасении.

Первый лед. С первыми заморозками по мере остывания воды начинается образование ледяного покрова. На мелких и спокойных местах он встает быстрее. На глубоких местах, где большой объем воды дольше остывает, ледовый покров образуется медленнее.

Хорошим условием для образования крепкого льда будет отсутствие снега, но если снегопады все-таки были, следует помнить о некоторых деталях. При снегопадах структура льда образуется неравномерно и менее прочно.

Снег — теплоизолятор, поэтому под ним ледовый покров нарастает медленнее. Снег может скрывать опасные участки, на которых лед долго остается тонким: заросли подводной травы и камыша, верхушки которых находятся у поверхности воды; ветки упавших в воду деревьев и прочий мусор.

Выпавший снег прячет полыньи — места, где толщина льда минимальна из-за течения или притока теплых вод.

Большие полыньи, как правило, заметны по испарению или темным пятнам под снегом, а вот маленькие можно просмотреть.

Обращайте внимание на наличие родников или небольших ручьев, впадающих в водоем в месте вашего передвижения. Места их соединения с рекой сопровождаются постоянным движением воды. Именно поэтому на подобных участках осенью образование ледового покрова происходит медленнее, а с потеплением его прочность снижается быстрее.

По первому льду рыболову хорошо помогает остроконечная пешня, которой проверяется состояние льда и пробиваются лунки для ловли рыбы.

 

Зимний лед. После установления на всем водоеме лед крепнет и становится более безопасным.

Однако оттепели значительно влияют на его прочность. Также можно попасть на заметенную снегом майну или полынью.

Поэтому на льду надо быть осторожным всегда. Всю зиму опасными местами на водоемах будут участки с сильным и непредсказуемым течением: реки ниже плотин, где изменчивое течение может размыть лёд и место, где недавно ходили люди за пару часов станет опасным; реки под мостами, на сужениях между плесами, в узких протоках; речные перекаты, а также места непосредственно перед и после них; водоемы, где есть сброс теплой воды промышленных предприятий.

В период становления и распаления ледового покрова лучше к опасным участкам не приближаться.

 

Вещи, помогающие обеспечить безопасность. Крепкий шнур длиной от 10 метров, который может помочь вытащить попавшего в беду человека, не приближаясь на опасное расстояние.

Не стоит носить груз на плечах при передвижении по водоему, например в рюкзаке, для этого лучше использовать рыболовные сани. В крайнем случае, лучше накинуть лямку рюкзака на одно плечо.

Приобретите или изготовьте спасательный инструмент, который помогает выбраться на лед.

Спасалки — две пластиковые ручки с шипами, связанные верёвкой, чтобы вешать на шею, где они всегда под рукой.

Пешня, которой в перволедье можно проверять толщину установившегося покрова и пробивать лунки.

Гермокошелек, однозначно полезная вещь на любой рыбалке. Позволит сохранить сухими ключи от автомобиля и/или брелок сигнализации, а также телефон, документы и деньги. Все это непременно поможет в сложной ситуации.

Термоодеяло спасательное, совсем не занимает места и имеет малый вес, при этом позволяет сохранить температуру и главное его не продувает ветер.

Стоит серьезно отнестись к покупке специальной одежды. В магазинах продаются комплекты, которые удержат человека на поверхности воды и не дадут переохладиться.

 

 

Как спастись при попадании под лед. Главным будет концентрация усилий на спасение и отсутствие паники.

Первые минуты самые важные. Нельзя тратить силы на пустое барахтанье, от которого только быстрее наступает переохлаждение и усталость.

Помимо неприятного ощущения холода рыболов будет стянут промокшими вещами, поэтому по возможности следует избавиться от лишнего груза, мешающего спасению.

Держите голову, особенно затылок, над водой, так как с мокрой головой переохлаждение наступает быстрее.

Первым делом надо громко позвать на помощь. Если помощи нет, выбираться на лед надо самостоятельно в ту сторону, откуда пришли.

Исключением является случаи попадания в полынью на реке с сильным течением, чтобы выбраться нужно, добираться до стороны полыньи вверху по течению, чтобы не оказаться затянутым под лед, и легче было занять горизонтальное положение.

Необходимо принять горизонтальное положение в воде спиной к верху, держась руками за лед как можно шире.

Собраться с силами, грести ногами и подтягиваясь руками, вытолкнуть себя на поверхность.

Если полынья небольшая стоит попробовать другой способ. Перевернуться на спину, положить затылок и одну руку на край льда. Упереться ногами в противоположную сторону полыньи и выталкивать себя на лед подгребая другой рукой.

Наличие колющих предметов — ножа или гвоздя, облегчит спасение. Загнав колющую часть острого предмета в лед можно подтянуться, держась за него.

 

Что делать после спасения. Выбравшись из воды важно сохранять спокойствие, отползти на безопасный участок и только потом встать.

Если рядом провалился человек, подбирайтесь к нему ползком. Чтобы вытащить пострадавшего подайте ему веревку. При отсутствии веревки используйте ремни, шарфы, куртки, ледобур или палки, чтобы не оказаться на ненадежной кромке льда. При необходимости свяжите несколько вещей.

На зимней рыбалке все одеты тепло, поэтому стоит помочь пострадавшему с теплой сухой одеждой сняв с себя часть вещей.

Направляясь к берегу, держитесь маршрута, по которому пришли.

Пострадавшему срочно требуется тепло. Надо добираться до автомобиля, обжитого места, где может быть оказана помощь.

Если таких мест нет, следует уберечься от ветра. Снять сырую одежду, выжать ее как можно сильнее, одеться обратно.

При возможности взять сухие вещи у окружающих. Развести огонь, двигаться, чтобы согреться. Будет полезен горячий чай.

Не стоит употреблять спиртные напитки и растирать тело.

 

Берегите себя, соблюдайте правила безопасности на льду.

Безопасность и правила поведения на льду на зимней рыбалке

Зимняя рыбалка для многих зимников не просто хобби, а жизненное кредо. Многие действия бывалых рыболовов автоматизированы, в том числе и само хождение по льду, избегание опасных участков и поведение на ледяной поверхности.

Однако, из года в год несчастные случаи все еще происходят, и некоторые заканчиваются летальным исходом.

Правила поведения на льду одинаковы для всех людей, без разницы, рыболовов или просто вышедших на прогулку.

Безопасность на льду – это не только действия против проваливания. Помимо проваливания, на зимней рыбалке присутствуют и другие опасные факторы.

Безопасная зимняя рыбалка – о чем нужно всегда помнить

Правила безопасности на льду во время зимней рыбалки не взяты с головы просто так – они написаны на горе и несчастьях людей, которые уже попадали в опасные ситуации или не выжили.

Безопасность на воде в зимний период – понятие комплексное. Низкая прочность льда – не единственный опасный фактор. Техника безопасности на льду должна “содержаться” в подкорке у каждого зимнего рыболова. Правила безопасного поведения на льду в один прекрасный момент не просто помогут решить сложную ситуацию, а позволят выжить в экстренном случае. В зимнее время правила поведения на льду помогут избежать следующих неприятностей:

Проваливание, которое может привести как к банальному намоканию и простуде, так и к гибели.

Угорание насмерть в зимней палатке от продуктов горения печки.

Гипотермия, замерзание.

Падение на скользкой поверхности, ушибы.

Возможность заблудиться (в плохую погоду, на больших водоемах либо в состоянии алкогольного опьянения), в лучшем случае – потерять время, в худшем – замерзнуть.

Проваливание

Начнем обзор с наиболее явной опасности – холодной воды подо льдом. В ней можно как утопнуть, так и получить смертельную гипотермию. Когда можно выходить на лед на зимнюю рыбалку?

Безопасная толщина льда для рыбалки, общепринято, 7-10 см. Как известно, рыболовы умудряются ходить по льду почти сразу, как он встал, и не нарос еще более 5 см. Такое передвижение по льду опасно. В этом вопросе лучше не испытывать судьбу и дождаться нормальной толщины.

Помимо толщины немаловажный фактор – прочность. Прочность льда можно определить по ряду признаков. Обычно свежий, прозрачный лед перволедья – прочный, а тающий весной – слабый.

Безопасная толщина льда для рыбалки (в расчете на человека весом 100 кг)- 7-10 см и больше.

Безопасный лед

Официально допустимая толщина льда для передвижения по нему группы людей должна быть на рыбалке не менее 10 см. 10 см выдерживают человека 100 кг весом и допускают передвижение группы людей.

Таблица толщины льда для безопасного передвижения:

Процесс нарастания панциря на водоемах с течением, крупных водохранилищах, озерах с родниками намного медленнее. Ледяной панцирь сковывает быстрые реки и глубокие озера в последнюю очередь. 

Прочная поверхность обычно прозрачная, с голубоватым или зеленоватым отливом. Мутность, пузырьки, желтизна – признаки непрочного ледяного панциря. Хороший слой намерзает в тихую морозную погоду. Замерзающий слой может занести снегом, который слипнется с водой в единую белую массу. Такая поверхность непрочная и хрупкая.

Безопасность на плохом ледяном покрове

Рыболовы с нетерпением ждут момента становления перволедья. Самые отчаянные выходят на лед, как только он станет, пренебрегая требованиями безопасности. Первый лед опасен, в первую очередь, ввиду своей малой толщины. Главное правило поведения на тонком льду одно – не заходить на него.

 

По перволедью определить толщину льда по цвету невозможно – он тонкий и прозрачный. Если пробивается пешней с одного удара – далеко от берега лучше не отходить, а сидеть рядом с прибрежными кустиками. На глубине лед укрепляется позже, поэтому выходить на середину водоема – опасно.

Состояние ледяного слоя на различных водоемах может разнится из-за множества факторов – силы течения, ветра, состава воды, наличия родников.

Признак прочности льда и его безопасности – прозрачность, отсутствие трещин и пузырей, треска и продавливании при ходьбе. Проверять прочность, топая ногой и подпрыгивая, категорически нельзя! Рюкзак и ящик вешается на одно плечо, чтобы их можно было скинуть при проваливании.

Вообще, лучше придерживаться проторенных троп и ходить по ним всегда. Потенциально опасные места:

Середина водоема, большие глубины, русловой поток.

Места соединения прямого и обратного течений.

Устья рек и ручьев.

Непосредственно у берега.

В зарослях камыша.

Около вмерзших в воду предметов.

Места слива канализации и отходов.

Узкие протоки с течением, быстрины между островами.

У закраин и промоин.

Акватории с частым изменением уровня воды и судоходством. Такое место может сыграть злую шутку – рыболова просто отрежет от выхода проходящее судно, оторвет на льдине от основного массива и унесет в море.

Болота и трясины – самые опасные места. Выделяющийся теплый газ может сделать слабым и тонким внешне нормальный и твердый покров.

Избегайте перволедья, занесенного снегом – это может быть просто наст, а под ним – промоина.

Не стоит в группе подходить друг к другу близко, собираться вместе. Двигаться нужно гуськом, не ближе чем за 5-7 метров друг от друга.

Каждый человек должен иметь специальные спасалки на веревке, закрепленные удобно на груди для быстрого применения. Желательно наличие веревки с грузом, чтобы быстро можно было бросить провалившемуся.

Нельзя сверлить много лунок сразу – такая перфорация ослабит и так ненадежную поверхность.

 

Сам процесс нахождения на зимнем водоеме – мероприятие повышенной опасности. Обычно все зимники выполняют требования на инстинктивном уровне. Для начинающих полезно изучить правила безопасности поведения на льду:

Нахоженные тропы – наименее опасные участки, так как явно видно, что по ним прошло много народу.

Нельзя проверять прочность подпрыгиванием или ударами ногой. Делать это нужно палкой, жердью или пешней.

Если вы заметили треск, фонтанчики воды из трещин, прогибание, желтоватый цвет или мокрые пятна на снегу – следует обойти это место (либо вернуться назад ползком, если уже зашли слишком далеко).

Не следует передвигаться толпой и хаотично, близко друг к другу. Оптимальный вариант – гуськом на дистанции не менее 5 метров.

При передвижении на лыжах крепления должны быть отстегнуты, чтобы можно было сбросить их при проваливании.

Рюкзак и весь скарб носится на одном плече либо с расслабленными лямками, для возможности быстро избавиться от груза – важное условие безопасности перемещения.

Категорически не рекомендуется выходить на водоем без специальных спасалок, шипов с ручками. Эти средства безопасности должны быть расположены на груди, чтобы ими можно было воспользоваться быстро в экстренном случае. Лучше ходить на рыбалку в специальном непромокаемом костюме-поплавке. Он убережет от гипотермии и утопления при проваливании. Если поплавка нет – то нужно надеть хотя бы спасательный жилет.

Наличие у кого-то в группе веревки 10-20 метров длинной с кошкой или грузом на конце.

При необходимости преодолеть перспективно опасный участок не делать этого одному – только со вторым человеком, с веревкой или жердью для подстраховки. Естественно, при групповом перемещении такое место преодолевается по очереди.

Нельзя ловить рыбу или ходить около закраин, промоин и полыней, трещин, торосов и провалов.

Как выбраться, если провалился под лед

Если вы провалились под лед – главное, не терять самообладание и не паниковать. Именно паника и неправильные действия – основные причины смертельных исходов.

В 99% случаев можно выбраться, даже если у вас большой вес и плохая физическая форма. Человек подо льдом получит гипотермию за несколько минут, в результате чего подвижность снизится, и сам он выбраться уже не сможет. Поэтому действовать нужно быстро – 3 минуты.

Важно соблюдать определенные правила поведения человека, провалившегося под лед. Эти правила спасения на льду отработаны многими случаями на водоемах. На вероятность удачного исхода и безопасность влияет и наличие средств спасения на льду – спасалок, веревок, жердей, страхующего. Современное общество таково, что вас в случае провала могут снимать на телефон и давать советы, но сами не полезут. Рассчитывать нужно только на себя. Если помогут – конечно хорошо, это облегчит процесс.

В процессе проваливания осознать это и успеть завалиться на бок и плавно упасть на целый лед. Иногда может повезти – замочатся только ноги.

Если провалились – важно пережить первый шок. Это может быть очень сильная боль и ломота от холода. Нельзя паниковать. Выделившийся адреналин поможет. Придется осознать, что у вас есть пара минут, пока не наступила гипотермия.

Постарайтесь не утонуть – всплыть, ухватиться за край, если обламывается – попробовать снова. Необходимо скинуть грузы, лыжи, ящики и т.д. Все в зависимости от ситуации. Если вы полулежите на льду – просто медленно выползите на твердую поверхность. Если поверхность под вами медленно оседает – плавно перенесите тяжесть тела вперед. Главное – не делать резких движений. Если же полностью оказались в воде – следуйте следующим рекомендациям безопасности.

Итак, вы в полынье. Ушли с головой, барахтаясь всплыли, скинутый рюкзак утонул, все остальное – в санках рядом. Первый шок прошел. Холод заползает внутрь. В первую очередь надо быстро осмотреться, оценить ситуацию, опробовать прочность края полыньи. Если он прочный – это место для вылезания. Если обламывается – аккуратно отламываем в сторону, откуда пришли, пока не дойдем до прочного. На льдину опираемся, широко раскинув руки и положив на нее голову, плечи. Делается это плавно, чтобы не обломить.

Если к вам спешат на помощь с веревкой или палкой – воспользуйтесь этим. Может кто-то подползет и протянет бур. Главное – не орать и не паниковать. Нужно целенаправленно громко позвать и сказать, что делать: ползти, протягивать бур и т.д. Покажите, что вы контролируете ситуацию – у наблюдателей также могут возникнуть паника и страх.

Если выбираться придется самостоятельно – поймите, главная задача – перенести тяжесть тела на край льдины, чтобы она не сломалась. Если достаете до дна – оттолкнитесь ногами и выбросите тело вперед, плечевой пояс, грудь, руки. На глубине придется все делать без толчка. Для этого и пригодятся спасалки – ими можно закрепиться и подтягиваться. Без них выбраться – на порядок сложнее. Человеку в плохой физической форме это может оказаться сделать очень трудно.

В худшем случае – спасалок нет, одежды много, физическая форма плохая. Самое важное – первое движение. Положение – руки раскинуты по краю полыньи, голова тоже (боком или подбородком). Одновременно нажимая головой и руками, нужно создать телом в воде поступательное движение вперед-вверх, как червяк. Как только почувствуете это движение – подайтесь головой, руками и верхней частью туловища вверх. Продолжайте делать это, пока туловище по пояс не окажется на твердом. Добейтесь устойчивого положения. Самое трудное уже сделано – отдохните 10 секунд, не дайте себе вновь соскользнуть в воду. Затем такими же червеобразными движениями выползите из воды, закинув поочередно ноги, отползите дальше. Если провалилось двое или более человек – то в первую очередь необходимо вытолкнуть самого ответственного, который быстро сориентируется и поможет выбраться остальным. Не забывайте – вы обошли только один фактор, утопление. А есть еще один – гипотермия. На улице мороз, одежда мокрая – можно погибнуть минут за 10-15. О решении этой проблемы – ниже.

 

Как помочь человеку, провалившемуся в воду

Спасение провалившегося человека основывается на вышеперечисленных принципах безопасности. Главное – не угодить в воду самому спасателю. Сначала оповестите утопающего, что к нему идет помощь. Приободрите его, заставьте успокоиться и прекратить паниковать, дергаться и тратить силы зря.

Если есть длинная веревка, то ее нужно кинуть с безопасного расстояния человеку. Но часто веревки с собой нет. Самый длинный предмет – бур и веревочки с санок-волокуш. Можно использовать их, связав между собой.

К месту пролома подбираться можно только лежа, с собой лучше взять спасалки или нож.

В течение процесса постоянно общайтесь с пострадавшим, инструктируйте его. Когда он ухватится за бур (веревку), вытащите его, предварительно закрепившись ножом, шипами либо спасалками за поверхность.

Безопасность при переохлаждении

Далее первая помощь на льду (себе или пострадавшему) не заканчивается. Главная опасность – гипотермия, переохлаждение.

Нужно сразу снять верхнюю одежду и отжать ее. Вставать голыми ногами нужно не на снег, а, например, в санки. Если сменки нет – то надеть, в первую очередь, шерстяные изделия или термобелье. Эти предметы греют даже мокрыми.

Надо постоянно двигаться. Первая помощь провалившемуся под лед может спасти ему жизнь. А если на улице мороз -30 и до теплого укрытия (машины) несколько километров?

Если есть горячий напиток – выпить. Алкоголь употреблять нельзя (только после окончательного согревания и переодевания).

При наличии хорошего сухого чистого снега можно растереться им (людям с нормальным уровнем закалки и физической формой).

При гипотермии озноб начинает прекращаться, пульс замедляется, артериальное давление падает. Происходит это, когда температура тела падает до 30 градусов. После этого начинается замерзание, которое может привести к летальному исходу.

Далеко до машины – бегите бегом. Главное – не останавливаться.

Поведение и безопасность при потере ориентации на местности

На больших водоемах в качестве ориентиров выступают далекие предметы на берегу. Когда начинается снегопад и метель – их не видно, следы заносит. Поэтому важно не потерять чувство пространства и безопасности. Хорошо если есть компас или навигатор.

Когда никаких средств навигации с собой нет – нужно идти, чтобы не замерзнуть, пить горячее. Нельзя валиться в сугроб и засыпать – это приведет лишь к замерзанию. Поэтому о географии лучше позаботиться заранее, перед выходом, обеспечив себе безопасность.

Зная и выполняя простые правила поведения на воде и льду,

можно избежать трагедий.

Берегите свою жизнь.

 

С появлением льда есть возможность заниматься зимними видами спорта. Причем они интересуют не только детей, но и взрослых. Хоть это увлекательное занятие, все же надо знать про безопасность на льду. Нужно соблюдать элементарные правила, чтобы не причинить вред жизни и здоровью.

Появление льда. С морозами водоемы не сразу покрываются льдом. Это занимает некоторое время, к тому же зависит от различных факторов. На формирование льда влияет погода, ведь каждый год она разная.

С низкой температурой лед создается быстро, но при лучах солнца он становится пористым от воды. Как правило, замерзание водоемов осуществляется неравномерно.

Сначала промерзает мелководье по побережью, а затем процесс подходит к середине. На разных водоемах это происходит по-разному, на речках лед появляется медленней, так как все затормаживается из-за течения.

Даже в пределах одного водоема лед может иметь неодинаковую толщину. Это обязательно надо учитывать при отправлении на замерзший водоем.

Как сохранить жизнь на льду? Почти ежегодно случаются чрезвычайные ситуации на льду. Причем это могут быть катания на коньках, рыбалка и просто прогулка. Все связано с тем, что не все соблюдают правила безопасности на льду. Из-за неосторожного поведения есть вероятность оказаться в ледяной воде.

Причиной многих несчастий является недостаточная толщина льда. Обычно люди осознают свои ошибки уже при возникновении опасности. Усложняет оценку льда снег, находящийся сверху, ведь никто не знает, что находится под ним.

Безопасный лед. Чтобы одному человеку можно было пройти водоем, по толщине лед должен быть не меньше 7 см. Для катка надо выбирать то место, где лед имеет толщину 12 см. А переправка группой возможна только при 15 см. Передвижение автомобиля следует выполнять с толщиной льда не меньше 30 см.

Опасный лед. Опасной считается желтоватая или матово-белая поверхность. Обычно она обладает пористой структурой, поэтому прочной не будет.

Если в течение нескольких дней температура не опускается ниже нуля, то прочность уменьшается на 25%.

Тонкий лед обычно находится около зарослей камышей, кустов и деревьев, растущих возле берегов. Требуется осторожное поведение возле прорубей, которые могут быть невидными, если их запорошит снег.

Как определить прочность льда? Выполнять проверку прыжками или топанием не следует. Если наверху появилась вода, то по этому участку лучше не ходить. Чтобы избежать несчастного случая, надо вернуться, аккуратно ступая ногами, не поднимая высоко ноги. При сильном треске передвижение надо выполнять ползком.

Зимой обязательно надо соблюдать безопасность на льду. Для этого надо выполнять несложные правила:

ü  Не следует отправляться на лед ночью, в туман, снег и дождь.

ü  Чтобы перейти на другой берег, необходимо использовать ледовые переправы. Проверять прочность льда надо палкой.

ü  Даже при небольшом количестве воды нельзя кататься на коньках.

ü  Группе нужно передвигаться на расстоянии 5 метров друг от друга.

ü  Водоемы лучше переходить на лыжах, только не следует застегивать крепления.

ü  Если за спиной находится какой-то груз, то его надо расположить на одном плече.

ü  При путешествии на замерзший водоем следует брать с собой веревку с петлей и грузом, так как эти атрибуты помогут спасти жизнь в случае провала под лед.

ü  Дети не должны быть на замерзших водоемах без взрослых.

ü  Не следует наступать на лед, если он припорошен снегом, так как там может быть прорубь.

Первая помощь. Двигаться на помощь к провалившемуся человеку надо ползком. Необходимо протянуть ему шарф, палку или другие подобные вещи. Потом человека надо аккуратно вытягивать на лед, не делая резких движений. Когда он спасен, следует оказать первую помощь, при которой происходит согревание и переодевание в сухую одежду. Важно, чтобы в группе никто не растерялся, а начал действовать решительно. Ведь помощь в такой ситуации надо оказывать незамедлительно.

Что делать, если никого рядом нет? Важно соблюдать самообладание и не подвергаться панике. Необходимо принять горизонтальное положение и всеми силами стараться выбраться на поверхность.

Будьте осторожны и помните: строгое выполнение правил поведения и мер безопасности на водных объектах сохранит Вашу жизнь!

 

 

Покрытые льдом водоёмы могут таить в себе опасность. Какие есть правила поведения на реках и озёрах зимой и как помочь себе или товарищу – всё это можно узнать, а главное проверить свои знания на сайте МЧС России.

Сотрудники МЧС России разработали викторину для населения по правилам безопасности на льду. Простые задания не отнимут много времени и позволят не только проверить, но и пополнить знания по актуальной теме.

Не было года, чтобы в зимний период на реках и водохранилищах рыболовы или автолюбители не оказались в экстремальной ситуации. Причем, каждый уверен, что несчастье может произойти с кем угодно, только не с ним.

Всем, кто выходит, а тем более выезжает на лёд зимнего водоёма, не будет лишним потратить пару минут на викторину, которая позволит проверить знания и вспомнить о безопасности.

Удобство викторины в том, что результат ответов можно узнать незамедлительно.

Викторина по правилам поведения на замерзших водоемах размещена на официальном сайте МЧС России.

Вопросы простые, но вот неправильные ответы на них могут стоить жизни. Где лед всегда тоньше? Что нужно делать, оказавшись на тонком, потрескивающем льду? Что делать, если автомобиль оказался в воде? Как следует передвигаться по льду спасателю? – на эти и другие вопросы можно ответить, пройдя по ссылке 

http://www.mchs.gov.ru/dop/Prover_znaniya

Детям предлагаем вспомнить правила поведения на льду, посмотрев ролик

https://www.youtube.com/watch?v=5zXpFJujx8I

Зима – прекрасное время для активного отдыха. Одним из самых популярных способов провести свободное время зимой является катание на снегоходе.

Несомненно, езда на снегоходе – это необыкновенные острые ощущения, возможность почувствовать скорость, покорять заснеженные просторы и любоваться зимними красотами природы, но, с другой стороны, это большая опасность, особенно при несоблюдении элементарных мер безопасности.

Настоятельно рекомендуем водителям снегохода в каждом случае, когда  планируете отправиться на маршрут, в первую очередь уточнить информацию о погодных условиях в районе предполагаемой поездки.

Помните, что основными причинами гибели и увечий ездоков являются:

  • столкновение снегохода с деревьями, проводами, мостами и другими транспортными средствами;
  • падение въехавшего в канаву снегохода на бок – при этом водитель оказывался зажатым под техникой;
  • попадание снегохода в воду при катании на льду.

Существует ряд правил для обеспечения собственной безопасности:

  1. Отправляясь на маршрут, нужно изучить рельеф местности, куда вы направляетесь. Уточните, есть ли по ходу маршрута туристические базы, зимовья, другие места, где бы вы могли укрыться в случае непогоды.
  2. Если планируется дальняя поездка, необходимы средства связи, GPS-навигатор, желательно спутниковый телефон. При поездке в горы совсем не лишним будет лавинный маячок (бипер). Кроме того, возьмите с собой лопату, компас, спички, фонарик, комплект для оказания первой помощи.
  3. Отправляясь в долговременную поездку, запаситесь необходимым количеством воды и пищи.
  4. Техническое средство должно быть исправным. В зависимости от длительности и дальности совершаемых поездок, снегоход должен быть обязательно укомплектован минимально необходимым набором инструментов, запасных частей и принадлежностей, которые могут понадобиться в пути или при аварийной ситуации. Запаситесь горючим.
  5. Наличие соответствующей экипировки, термобелья.

Снегоход – открытое транспортное средство, поэтому, отправляясь в поездку, следует одеваться в теплую и удобную, не стесняющую движений одежду, принимая во внимание, что добавочное охлаждение с учетом скорости снегохода и скорости ветра может вдвое и более превышать температуру окружающего воздуха.

Проверьте весь свой комплект экипировки для экстремальной езды: шлем, штаны, перчатки, куртку, шарф, ботинки и очки. Всегда катайтесь в шлеме. Он не только защитит вас при падении со снегохода, но и выступит прекрасной защитой от ветра. Кроме того, в случае передвижения по лесу шлем станет прекрасным веткоотбойником. Также стоит обзавестись наколенниками, налокотниками и защитным щитком для груди. Обязательно применение защитных очков или лицевого щитка, который закрепляется на шлеме. Эти рекомендации относятся и к пассажиру.

  1. Особенно внимательно нужно относиться к поездкам в условиях ограниченной видимости и в темноте.
  2. Дальние поездки на снегоходе в одиночку опасны. В пути может быть израсходован весь запас топлива, случиться авария или повреждение снегохода. Дальние поездки следует совершать, как минимум, на двух машинах. Необходимо предупредить близких, куда Вы направляетесь и когда планируете вернуться назад.
  3. Не садитесь за руль снегохода в состоянии алкогольного опьянения.
  4. Воздержитесь от путешествий по поверхности замерзших водоемов, даже если лед выглядит достаточно крепким. Если вы все же провалитесь под воду, активно работайте ногами, чтобы выбраться на поверхность, после чего откатитесь в сторону от пролома и не вставайте на ноги, пока не окажетесь на достаточном расстоянии от места провала снегохода.
  5. Если при подъеме на холм снегоход начинает сползать вниз или переворачиваться, направьте его вниз по склону, а если это по каким-либо причинам невозможно, «катапультируйтесь». Но обязательно в сторону вершины холма, чтобы катящийся кубарем вниз снегоход не прокатился по Вам.
  6. Всегда учитывайте уровень своих способностей. Не разгоняйтесь слишком быстро и не выполняйте трюки, в которых вы не уверены.

Зимняя рыбалка – это захватывающее и увлекательное занятие. Оно с каждым годом привлекает новых любителей. Однако существуют определенные риски, потому, желающим впервые выйти на лёд, необходимо знать основные правила.

Так, рыболов должен иметь пешню. Стуча перед собой этим маленьким ломом для создания прорубей, можно обнаружить тонкий лед. Неплохо иметь при себе и пару заточенных отверток, связанных шнуром. Это нехитрое приспособление поможет зацепиться за кромку льда и выбраться на поверхность в случае, если провалился под лед. Участникам зимней рыбалки также необходимо иметь при себе 12-20 метров надежной веревки.

Полынью не всегда можно обнаружить визуально, а когда лед под снегом, то еще сложнее. Ко льду, который покрыт атмосферными осадками, необходимо относиться с большим вниманием. Определять лед на прочность ударами ног запрещено.

Наиболее опасными считаются участки с торчащими водорослями, около опор, свай коряжника, с явными трещинами, а также зона около берега. Их необходимо избегать.

Мелкие лужи, появляющиеся на ледяной поверхности при оттепели, также представляют опасность. От них лед становится многослойным, что делает его довольно слабым. Также опасен водянистый и темный лед. Он наиболее подвержен к рушению.

Следует помнить, по льду необходимо перемещаться лишь в светлое время суток, причем возвращаться на берег тем же путем, каким пришли.

Опасно ходить на рыбалку в одиночку. Однако и для рыбацких компаний существуют риски. Желательно перемещаться мелкими группами от 3 до 6 рыбаков и соблюдать дистанцию. 

Впрочем, дистанцию стоит соблюдать и при бурении лунок. Не нужно их делать в большом количестве на маленьком пространстве. Это может ослабить участок. Также не стоит делать лунки на тонком, водянистом либо темном льду.

С большим вниманием отнеситесь и к самым важным периодам для подледной ловли - первому и последнему льду. 

Однако наиболее важным для рыболова является отказ от алкоголя. Употребление спиртных напитков на холоде приводит к печальным последствиям. Для того, чтобы согреться, периодически устраивайте «физкультминутки», дабы размяться и согреться

Строгое соблюдение мер предосторожности на льду - главное условие предотвращения несчастных случаев.

Вложения:
Скачать этот файл (Рыбаки зима.pdf)Рыбаки зима.pdf[ ]504 Кб

На сегодняшний день на водоемах Заполярья ледяной покров очень непрочный, тонкий, с большим количеством трещин. Причина — многочисленные перепады температуры воздуха.

При выходе на такой лед велик риск провалиться в воду.  

Напоминаем несколько важных правил:

1. Безопасным для человека считается лед толщиною не менее 10 сантиметров в пресной воде и 15 сантиметров в соленой.

2. В устьях рек и притоках прочность льда ослаблена. Лед непрочен в местах быстрого течения, бьющих ключей и стоковых вод, а также в районах произрастания водной растительности, вблизи деревьев, кустов и камыша.

3. Часто попадаются трещины, препорошенные снегом и промоины, незаметные из далека.

4. Прочность льда можно определить визуально: лед голубого цвета - прочный, белого - прочность его в 2 раза меньше, серый, матово-белый или с желтоватым оттенком лед ненадежен.

5. Ни в коем случае нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь).

6. При переходе через реку пользуйтесь ледовыми переправами.

7. Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды, - это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по-своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин.

8. При вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне. Но если их нет, надо перед тем, как спуститься на лед, очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут.

9. При переходе водоема группой необходимо соблюдать расстояние друг от друга (5-6 м).

10. Замерзшую реку (озеро) лучше перейти на лыжах, при этом: крепления лыж расстегните, чтобы при необходимости быстро их сбросить; лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности сразу их отбросить.

11. Если есть рюкзак, повесьте его на одно плечо, это позволит легко освободиться от груза в случае, если лед под вами провалится.

12. На замерзший водоем необходимо брать с собой прочный шнур длиной 20 - 25 метров с большой глухой петлей на конце и грузом. Груз поможет забросить шнур к провалившемуся в воду товарищу, петля нужна для того, чтобы пострадавший мог надежнее держаться, продев ее подмышки.

13. Одна из самых частых причин трагедий на водоёмах - алкогольное опьянение. Люди неадекватно реагируют на опасность и в случае чрезвычайной ситуации становятся беспомощными.