"Как правило, наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией"
Бенджамин Дизраэли.
      Президент страны Дмитрий Медведев в своём Послании к Федеральному собранию под-черкнул, что страна будет развиваться успешно лишь при условии ориентации государства на реальные потребности людей, в числе которых и доступ к информации. Именно на это направ-лены и соответствующие законы, которые вступят в силу в следующем году.
      Среди них и ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В частности, в одной из статей закона подроб-нейшим образом описаны способы «добычи» необходимых сведений от чиновников и предста-вителей госструктур. Одним из таких способов является запрос.

В течение месяца
      Казалось бы, чего проще? Сформулируй, что тебя волнует, напиши это на бумаге и от-неси в соответствующий кабинет. Однако то ли не знают люди, что на то и существуют в органах местного самоуправления уполномоченные на работу с населением структуры, то ли просто не верят в то, что хоть кто-то сможет защитить их права, а тем более удовлетворить любопытство. Между тем в администрации Кандалакшского района такая работа ведётся постоянно. Специалист по работе с обращениями граждан И. Тимченко отмечает, что за девять месяцев т. г. в администрацию поступило 76 обращений от населения, в том числе 11 - коллективных. Тематика обращений отражает весь спектр проблем социально-экономической жизни района. По-прежнему остаются актуальными вопросы коммунального хозяйства (32,9%) и социального обеспечения (15,8%). 11 человек обратились с просьбой помочь в трудоустройстве и разрешить проблемы, связанные с оплатой труда. Все просьбы и жалобы регистрируются в установленном порядке, и заявитель получает ответ в течение месяца.
      Как правило, целью всех обращений является частный интерес гражданина. Обратиться в органы местного самоуправления можно по любому интересующему вопросу. И право населения на это опять-таки закреплено в новом законе о доступе к информации. Но одно дело - иметь право, совсем другое - уметь им пользоваться. А этим, к сожалению, могут похвастаться не многие горожане. Мы, участники регионального проекта, готовы в этом помочь.

Начните с запроса
      Наверняка многих жителей интересует, какая складывается ситуация в городе по заболеваемости гриппом. Мы, что называется, «ловим» информацию из различных источников (в том числе из серии ОБС - «одна баба сказала»), и всё равно считаем себя, такова уж психология большинства людей, обманутыми, т. к. принимаем всё на веру. А что нам мешает составить письменный запрос на эту тему и направить его в местные органы власти? Ничего. Чиновники просто обязаны будут предоставить нам официальный ответ. А вот другой пример. Как часто бывает в жизни: наши дети заканчивают обучение в школе, и дальше перед ними встает проблема выбора профессии и вуза. Можно перелопатить массу справочной литературы, излазить Интернет, выслушать советы родственников и знакомых, прикинуть финансовые возможности обучения ребенка и т. д. Всё это, конечно, хорошо и правильно. Но ведь к решению важного вопроса можно подойти и с другой стороны, сэкономив, как минимум, время. Для начала выяснить: а каков будет рынок труда в Кандалакше, какие специалисты потребуются в перспективе (если вы, конечно, планируете остаться в родном городе)? Смело оформляете запрос и адресуете его в органы местного самоуправления. А потом уже, исходя из полученной информации, двигаетесь дальше.

Не перепутайте адресата
      Таких примеров можно привести много. Главное, не перепутать органы власти, к которым обращаетесь. У нас, как известно, за сферы здравоохранения, образования и землепользования отвечает район, а жилищно-коммунальным хозяйством, состоянием автодорог, культурой и спортом ведает городское поселение. Поэтому и запросы должны направляться в орган местного самоуправления, наделенный соответствующими полно-мочиями.
      И в заключение хочется привести слова Д. Медведева из его Послания к Федеральному собранию, который, говоря о роли населения в решении государственных задач отметил, что «только активная позиция (населения - прим. ред.) приводит в движение тяжелую машину госу-дарственной бюрократии».

Е. ФАДЕЕВА,
региональный руководитель проекта «Доступ к информации для граждан и журналистов»