Среди важнейших условий, необходимых для существования человечества, особое место занимает земля. Неиссякаемые производительные силы земли являются не только средством поддержания жизни, но и гарантией будущего человеческого общества.

Необходимость проведения землеустроительных работ возникла еще в глубокой древности. На Руси становление землеустройства относится к 12-15 веку, однако тогда оно носило лишь зачаточные формы межевания (установления границ землепользований): разграничивались земельные владения самими владельцами, границы описывались и за нарушение граничных знаков предусматривалось наказание.

Правовую основу земельной реформы в России заложили законы РСФСР «О земельной реформе», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельный кодекс РСФСР, принятые в конце 1990 г. и начале 1991 г. Эти законы предусматривали реализацию следующих основных целей: осуществить переход к многообразию форм собственности на землю, землевладения и землепользования; обеспечить социально-справедливое и экономически обоснованное перераспределение земель и создание равных условий для развития всех форм хозяйствования; создать экономический механизм регулирования земельных отношений и стимулирования рационального использования воспроизводства плодородия и охраны земель; предоставить гражданам и их коллективам реальное, юридически и экономически подтвержденное право выбора формы собственности и формы ведения сельскохозяйственного производства; вовлечь землю, как товар, в рыночные отношения.

В результате проведения земельной реформы начался процесс разграничений государственной и частной собственности на землю. На сегодня на территории Мурманской области в собственности юридических лиц находится 4,5 тыс. га, в собственности граждан и их объединений – 7,4 тыс. га. Более 59 тыс. граждан обеспечены земельными участками общей площадью 1,8 тыс. га для ведения садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.

В результате экономических преобразований, проведенных в Российской Федерации в последнее десятилетие, произошли значительные изменения в земельных отношениях, которые кардинально изменили основное направление и содержание землеустройства. В Федеральном законе «О землеустройстве», вступившем в действие в июне 2001 г., дано современное определение землеустройства.

Федеральный орган, осуществляющий функцию по оказанию государственной услуги в сфере землеустройства, за сравнительно короткое время успел побывать комитетом, агентством, а сегодня это Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. 2018 год – юбилейный для Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Ведомству в его современном наименовании и с широким перечнем исполняемых функций в декабре исполнится 10 лет.