В течение жизни любого человека, каждой семьи создается множество уникальных документальных материалов: письма, свидетельства и дипломы о получении образования, дневники, наградные документы, касающиеся не только судеб отдельных людей, но и дающие новые представления о событиях отечественной истории. В этом контексте семейные архивы становятся бесценным историческим источником.

Очевидно, что в последнее время обращение к истории своей семьи стало своеобразным брендом. Подтверждение этому – периодические запросы граждан в архив с просьбой предоставить сведения о родственниках. Архивисты всегда готовы помочь в поиске такой официальной информации. Однако сохранить документальную память о своих предках под силу и самим гражданам. Что для этого необходимо? Куда обращаться? С чего начать? Какие материалы действительно имеют ценность?

 - Самые важные документы, которые должны отложиться в семейном архиве  - это биографические документы,  материалы служебной и общественной деятельности, дневники и мемуары, имущественно-хозяйственные материалы и пр. (Памятка основных видов документов, Советы по сохранению семейного архива, Нормативные условия хранения документов).

- Информацию генеалогического характера о родственниках, проживавших в дореволюционный период и первые годы Советской власти (1783-1932 годы), можно получить из  метрических книг, книг брачных обысков, духовных росписей и ревизных сказок, которые имеются в Государственном архиве Мурманской области (archiv-mo@mail.ru,Памятка по поиску генеалогической и биографической информации).

 - Сведения за 1920-1960 годы о месте жительства семьи, её составе с указанием даты или года рождения каждого члена семьи, наличии земельного участка, жилых и хозяйственных построек, домашнего скота содержатся в похозяйственных книгах фондов сельсоветов Государственном архиве Мурманской области
(archiv-mo@mail.ru, Памятка по поиску генеалогической и биографической информации).

- Основными источниками биографической информации в муниципальном архиве Кандалакшского района являются документы по личному составу учреждений, организаций и предприятий, прежде всего – личные дела и личные карточки работников, в которых содержатся основные сведения об искомом лице (kandalakshaarciv@mail.ru).

Привести свой архив в порядок может любой грамотный человек. Нужно выбрать время, набраться терпения и приступить к делу. Главное - начать!