Внесены поправки об общем имуществе собственников недвижимых вещей
Прокуратура города Кандалакши разъясняет, что с 01.10.2023 вступили в силу изменения, внесенные в Гражданский кодекс Российской Федерации, согласно которым установлено, что собственникам недвижимых вещей, расположенных в пределах общей территории и связанных физически или технологически либо расположенных в здании или сооружении, принадлежит на праве общей долевой собственности имущество, использование которого предполагалось для удовлетворения общих потребностей таких собственников при создании или образовании этих недвижимых вещей, а также имущество, приобретенное, созданное или образованное в дальнейшем для этой же цели (общее имущество).
Доля в праве общей собственности на общее имущество, принадлежащая собственнику одной недвижимой вещи, пропорциональна площади принадлежащей ему соответствующей недвижимой вещи.
Предусмотрено, что доля в праве общей собственности на общее имущество следует судьбе права собственности на недвижимую вещь, не может быть выделена в натуре и не может быть отчуждена отдельно от права собственности на недвижимую вещь.
Также определяются особенности владения, пользования и распоряжения общим имуществом и порядок участия собственника недвижимой вещи в расходах и издержках по содержанию и сохранению общего имущества.
Безопасные условия труда
Прокуратура города Кандалакши разъясняет, обязанности по обеспечению безопасности условий и охраны труда в соответствии со ст. 214 Трудового кодекса РФ возложены на работодателя.
Требования по охране труда, регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации. Также на законодательном уровне установлены стандарты безопасности труда; правила и типовые инструкции по охране труда; государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
Работник имеет право на обеспечение режима труда и отдыха в соответствии с Трудовым кодексом, иным законами и нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия труда на каждом рабочем месте должны соответствовать установленным требованиям безопасности.
При приеме на работу работодатель должен ознакомить работников с требованиями охраны труда, обучить их безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой медицинской помощи пострадавшим на производстве, а впоследствии - проводить проверку знания работниками указанных требований.
Не прошедшие в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда, не допускаются на работе. Кроме того, к исполнению трудовых обязанностей не допускаются также лица, не прошедшие обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, которые проводятся за счет работодателя, а также в случае медицинских противопоказаний.
Работодатель обязан приобретать за счет собственных средств специальную одежду, обувь и другие средства индивидуальной защиты. Работники имеют право на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Нарушение работодателем установленных требований охраны труда и безопасности условий труда влечет административную (ст. 5.27.1 КоАП РФ «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации») и уголовную ответственность (ст. 143 УК РФ «Нарушение требований охраны труда»).
Новый порядок использования и замены иностранных водительских удостоверений на удостоверения российского образца
Прокуратура города Кандалакши разъясняет, вступили в силу изменения в статьи 25 и 26 Федерального закона от 10.12.1995 №196 «О безопасности дорожного движения», согласно которым установлен новый порядок использования в России иностранных и международных водительских удостоверений, а также правила их замены.
Теперь при получении вида на жительство либо гражданства Российской Федерации необходимо в течение года сменить иностранные национальные и международные водительские удостоверения на удостоверения российского образца. То же самое в течение года с даты первого въезда в Российскую Федерацию должен сделать гражданин России, получивший иностранные права за границей и приехавший в Российскую Федерацию. Эти правила не распространяются на водительские удостоверения, выданные в Республике Беларусь.
Запрещено управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.
Исключение сделано для граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального.
Новеллы коснулись порядка получения российских национальных водительских удостоверений на основании иностранных национальных водительских удостоверений.
Так, выдача российских водительских удостоверений на основании иностранных и подтверждающих право на управление транспортными средствами любой из категорий производится после успешной сдачи теоретического экзамена. Прохождение специального обучения не требуется.
Для остальных граждан правила замены водительских удостоверений зависят от категорий транспортных средств, право на управление которыми они подтверждают.
Согласно нововведениям замена иностранных водительских удостоверений, предоставляющих право управления мототехникой и легковыми автомобилями, осуществляется после успешной сдачи теоретического экзамена без прохождения профессионального обучения.
Для получения российских водительских удостоверений на основании иностранных прав лицам, претендующим на управление грузовиками, автобусами и связанными с ними категориями и подкатегориями, необходимо пройти обучение в специализированной образовательной организации, имеющей заключение о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям, после чего сдать теоретический и практический экзамены.
Случаи предоставления работнику дополнительных дней отдыха
Прокуратура города Кандалакши разъясняет, что трудовое законодательство наделяет работников правом на дополнительные выходные дни.
Сверхурочная работа, работа в выходной или нерабочий праздничный день по желанию работника может компенсироваться повышенной оплатой либо дополнительным временем отдыха, выходным днем (статьи 152 и 153 Трудового кодекса Российской Федерации).
Прохождение диспансеризации также наделяет работника гарантией на освобождение от работы на 1 рабочий день 1 раз в 3 года с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка, при достижении работником возраста 40 лет до наступления предпенсионного возраста – на 1 рабочий день 1 раз в год, получателей пенсии по старости или пенсии за выслугу лет и предпенсионеры – на 2 рабочих дня 1 раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.
Работники обязаны предоставлять работодателю подтверждающие диспансеризацию медицинские справки (статья 185.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Сдача крови и ее компонентов, связанный с этим медицинский осмотр является гарантией освобождения от работы на 1 день, который (по желанию работника) также может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года. За работником сохраняется его средний заработок.
При выходе на работу в день сдачи крови и ее компонентов, а также в случае ее сдачи в период ежегодного оплачиваемого отпуска, в выходной или нерабочий праздничный день работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха (статья 186 Трудового кодекса Российской Федерации).
Родителям (опекунам, попечителям), осуществляющим уход за детьми-инвалидами по письменному заявлению предоставляются 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены между ними (статья 262 Трудового кодекса Российской Федерации).
С 01.09.2023 законодателем введена возможность накопления неиспользованных дополнительных оплачиваемых выходных дней, которые впоследствии могут быть использованы однократно в течение календарного года (не более 24 дней подряд).
Дополнительный выходной день раз в месяц без сохранения заработной платы по письменному заявлению работника также может быть предоставлен женщинам, работающим в сельской местности, одному из родителей, работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющему ребенка в возрасте до 16 лет (статьи 263.1 и 319 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отказ в приеме на работу по причинам, не связанным с деловыми качествами работника
Прокуратура города Кандалакши разъясняет, что в силу ст. 21 ТК РФ работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, иными федеральными законами.
Главой 11 ТК РФ определены правила заключения трудового договора (статьи 63 - 71) и установлены гарантии при заключении трудового договора, в числе которых - запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора (часть 1 статьи 64 ТК РФ).
Действующим законодательством запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора, то есть такой отказ, который не основан на деловых качествах работника, а именно на способностях работника выполнять определенные трудовые функции с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств.
Устанавливая для работников такие гарантии при заключении трудового договора, закон, вместе с тем, не ограничивает право работодателя самостоятельно и под свою ответственность принимать кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом. При этом отказ в приеме на работу возможен, только если деловые качества, уровень образования и квалификации претендента не соответствуют заявленным работодателем требованиям. На граждан, поступающих на работу, в полной мере распространяются и гарантии защиты от дискриминации в сфере трудовых отношений, установленные статьей 3 ТК РФ.
Отказывая в заключении трудового договора, работодатель обязан разъяснить обратившемуся к нему лицу конкретную причину такого отказа в трудоустройстве. По письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме и в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования.
Вопрос: Кто освобожден от уплаты пени по коммунальным платежам?
Прокуратура города Кандалакши разъясняет, что с 13.06.2023 ст. 9.1 Федерального закона от 14.03.2022 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изложена в новой редакции, согласно которой расширена категория лиц, освобожденная от начисления пеней в случае, если взнос на капитальный ремонт, а также за жилое помещение, коммунальные услуги заплатили не в срок и (или) не полностью. К указанной категории граждан относятся:
- все мобилизованные (на время их военной службы);
- лица, проходящие службу в Вооруженных силах Российской Федерации по контракту и задействованные на в специальной военной операции (на период участия с специальной военной операции);- лица, заключившие контракт о добровольном содействии Вооруженным силам Российской Федерации во время мобилизации (на срок контракта);
- лица, проходящие службу в пограничных органах ФСБ Российской Федерации и выполняющие задачи по отражению вооруженного вторжения на территорию РФ, выполняющие задачи при вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и приграничных территориях Российской Федерации;
- члены семей указанных и ряда иных граждан.
Также в качестве меры поддержки законодательно запрещено вводить ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг для льготной категории граждан.
Вышеназванные меры поддержки в виде освобождения от начисления пени и запрета вводить ограничение и приостановление предоставления коммунальных услуг можно применить только к одному помещению по выбору получателя.
Вопрос: Призван на военную службу в рамках частичной мобилизации. Может ли работодатель расторгнуть трудовой договор или я смогу вернуться к работе после окончания военной службы?
Прокуратура города Кандалакши разъясняет. Работодатели не могут уволить сотрудника в случае мобилизации, они должны сохранить рабочее место за мобилизованным работником. Правительство Российской Федерации внесло необходимые поправки в Особенности правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2022 году, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2022 № 511.
Согласно изменениям, в целях обеспечения социально-трудовых гарантий действие трудовых договоров и служебных контрактов, заключенных с гражданами, призванными на военную службу по мобилизации, приостанавливается.
Прекращение трудовых договоров и служебных контрактов по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, в данном случае не допускается. То есть мобилизованные граждане смогут сохранить место работы, чтобы позже вернуться к исполнению обязанностей по своей должности. Это правило распространяется на правоотношения, возникшие с момента объявления частичной мобилизации, то есть с 21.09.2022.
Действие трудового договора приостанавливается на период прохождения работником военной службы или оказания им добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ.
После окончания службы сотруднику необходимо приступить к работе в течение трех месяцев. При этом работник должен предупредить работодателя о выходе на работу после окончания прохождения военной службы не позднее, чем за три рабочих дня до планируемого выхода на работу.
В день фактического выхода работника возобновляется действие трудового договора. Если работник не выйдет на работу по истечении трех месяцев после окончания прохождения им военной службы по мобилизации или военной службы по контракту, либо после окончания действия заключенного им контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, работодатель по своей инициативе сможет расторгнуть трудовой договор с ним. Такое основание предусмотрено п. 13.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Трудовые права несовершеннолетних
Прокуратура города Кандалакши разъясняет. Трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим возраста 16 лет.
В некоторых случаях и при соблюдении ряда условий трудовой договор могут заключать лица, не достигшие указанного возраста.
Так, лица, получившие общее образование и достигшие возраста 15 лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. Одновременно с этим лица, достигшие возраста 15 лет и в соответствии с федеральным законом оставившие общеобразовательную организацию до получения основного общего образования или отчисленные из указанной организации и продолжающие получать общее образование в иной форме обучения, могут самостоятельно заключать трудовой договор при соблюдении таких же условий без ущерба для освоения образовательной программы.
Применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию, запрещено.
С письменного согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с 14-летним лицом в случаях завершения получения им общего образования для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью; продолжения получения им общего образования для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.
Малолетние в возрасте до 14 лет могут работать в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках. Также трудовые договоры могут быть заключены со спортсменами, не достигшими 14-летнего возраста.
Прием несовершеннолетнего на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя. Приказ работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в 3-дневный срок со дня фактического начала работы. При этом, по требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения). Следует учесть, что при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, которые непосредственно связаны с трудовой деятельностью работника, а также коллективным договором.
При приеме на работу несовершеннолетнего запрещено устанавливать условие об испытании. Лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра и подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру до достижения 18-ти лет.
При повременной оплате труда заработная плата несовершеннолетним выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. При этом, работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.
Труд работников в возрасте до 18 лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по установленным сдельным расценкам. Оплата труда несовершеннолетних, которые обучаются в образовательных организациях и работают в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.
Несовершеннолетним работникам предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время. Для них предусмотрены дополнительные гарантии реализации права на отпуск. Так, при подаче соответствующего заявления они могут получить отпуск до истечения шести месяцев непрерывной работы.
Непредставление несовершеннолетним ежегодного оплачиваемого отпуска, их отзыв из отпуска, замена отпуска денежной компенсацией не допускается.
Расторжение трудового договора с несовершеннолетним по инициативе работодателя допускается только с согласия государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Ответственность за нарушение трудовых прав работников предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ, ст. 145.1 УК РФ.
Установление факта нахождения на иждивении супруга.
Прокуратура города Кандалакши разъясняет, что установление факта нахождения на иждивении супруга необходимо для назначения и выплаты страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
Такое право имеют родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 65 (мужичины) и 60 лет (женщины), либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые обязаны их содержать.
Также если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Установление факта нахождения на иждивении супруга осуществляется в судебном порядке.
Такие факты устанавливаются судом при невозможности заявителя подтвердить их в другом порядке.
В заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для чего заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов иным путем.
Испытательный срок при трудоустройстве
Прокуратура города Кандалакши разъясняет. Испытание при устройстве на работу – это период времени, в течение которого работодатель проверяет работника на предмет пригодности к выполнению его работы. Предполагается, что в этот период времени работодатель будет тем или иным способом наблюдать за профессиональными действиями работника, оценивать его деловые и личностные качества.
Согласно статье 70 Трудового кодекса РФ максимальная длительность испытательного срока в общем случае составляет 3 месяца, для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений организаций — не более 6 месяцев. Если трудовой договор заключается на срок от 2 до 6 месяцев, то испытательный срок не может превышать 2 недель.
В счёт испытательного срока не засчитываются периоды времени, когда работник не выполнял свои рабочие обязанности, в том числе и периоды временной нетрудоспособности.
Для следующих категорий лиц не может быть установлен испытательный срок:
-лица, избранные на должность по конкурсу, проведённому в законном порядке.
-беременные женщины и женщины, имеющие детей до полутора лет.
-лица, не достигшие 18 лет.
-лица, окончившие образовательное учреждение начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающие на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения.
-лица, выбранные на выборную должность на оплачиваемую работу.
-лица, приглашенные на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями.
-лица, заключившие договор сроком до 2 месяцев.
Условие об испытательном сроке обязательно указывается в трудовом договоре, заключенным с работником. Если об испытании в договоре не упомянуто, то считается, что сотрудник сразу же принят на работу без каких-либо оговорок.
Во время прохождения испытательного срока работник не должен испытывать никаких дискриминационных проявлений в виде снижения оплаты труда, ухудшения условий труда.
Профилактика коррупционных правонарушений
Прокуратура города Кандалакши разъясняет, основополагающим документом в сфере профилактики коррупционных правонарушений является Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ). Меры по предупреждению коррупции, которые должны приниматься любой организацией независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, предусмотрены ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ.
Так, организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать:
- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- сотрудничество организации с правоохранительными органами;
- разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
- принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Перечень указанных мер не является исчерпывающим и может быть дополнен иными мерами, направленными на профилактику коррупционных правонарушений с учетом специфики деятельности конкретной организации.
Обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупционных правонарушений распространяется на все организации вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. Антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации.
Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, 2 рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации.
Так, наряду с корпоративными, коммерческими и производственными рисками, серьезным стимулом для принятия действенных профилактических мер в организациях выступает ответственность по ст. 19.28 КоАП РФ, предусматривающая крупный административный штраф за незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица. Сумма потенциального штрафа по указанному составу административного правонарушения кратна размеру незаконного вознаграждения, но не может быть меньше 1 млн руб.
С 1 января 2024 года физические лица, получающие доходы в виде региональных и муниципальных грантов, премий, подарков в денежной или натуральной форме, освобождены от уплаты НДФЛ
Прокуратура города Кандалакши разъясняет, Федеральным законом от 14.11.2023 № 533-ФЗ «О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» установлено, что не подлежат налогообложению в том числе доходы в виде грантов, премий, призов и (или) подарков в денежной и (или) натуральной формах по результатам участия в соревнованиях, конкурсах, иных мероприятиях, перечень которых утвержден высшим исполнительным органом субъекта РФ или решением представительного органа муниципального образования, в виде оплаты стоимости проезда к месту проведения таких соревнований, конкурсов, иных мероприятий и обратно, питания (за исключением стоимости питания в сумме, превышающей размеры суточных, предусмотренные пунктом 1 статьи 217 НК РФ) и предоставления помещения во временное пользование, полученные налогоплательщиком за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов.
Также освобождены от налогообложения доходы в виде единовременного денежного поощрения, полученные налогоплательщиками в соответствии с Указом Президента РФ от 13 мая 2008 года №775 «Об учреждении ордена «Родительская слава», Указом Президента РФ от 15 августа 2022 года № 558 «О некоторых вопросах совершенствования государственной наградной системы Российской Федерации».
Предусматривается, что внесенные изменения распространяются на доходы, полученные с 1 января 2023 года.
Новое в законодательстве о миграционном учете
Прокуратура города Кандалакши разъясняет, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2023 №1756, вступившим в силу с 26.10.2023, внесены изменения в Правила осуществления миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 № 9.
В частности, установлен перечень документов, которые прилагаются к уведомлению о прибытии при обращении иностранного гражданина в территориальный орган МВД.
Дополнительно при подаче документов для постановки на миграционный учёт иностранный гражданин должен указать свой контактный номер телефона.
При обращении иностранным гражданином в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации в электронной форме к уведомлению о своём прибытии в место пребывания и прибытии в это же место пребывания его детей, не достигших 18-летнего возраста, прилагаются следующие документы:
а) копии всех страниц документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина и его детей, не достигших 18-летнего возраста, которые содержат информацию о данных лицах и (или) имеют отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации либо иностранного государства;
б) копия документа, подтверждающего право собственности принимающей стороны на жилое помещение, предоставляемое для фактического проживания (временного пребывания) иностранному гражданину и его детям, не достигшим 18-летнего возраста;
в) копии миграционных карт (за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по заполнению миграционной карты в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также случая получения лицом без гражданства временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации);
г) копии документов, подтверждающих родственные отношения с детьми, не достигшими 18-летнего возраста, с переводом на русский язык. Верность перевода либо подлинность подписи переводчика должна быть засвидетельствована в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.
Ответственность за выполнение квоты для приема на работу инвалидов
Прокуратура города Кандалакши разъясняет, Ответственность за выполнение квоты для приема на работу инвалидов несет непосредственно работодатель, которому в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации установлена квота для приема на работу инвалидов.
Часть 1 статьи 5.42 КоАП РФ предусматривает административную ответственность должностных лиц в виде штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб.:
- за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
- за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты.
Правительством утверждены правила применения образовательными организациями дистанционных образовательных технологий
Прокуратура города Кандалакши разъясняет, что Постановлением Правительства РФ от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» утверждены обновленные правила применения образовательными организациями дистанционных образовательных технологий.
Документ определяет порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, в том числе при проведении учебных занятий, практик, промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации обучающихся в ходе реализации основных и дополнительных образовательных программ или их частей.
В частности, предусмотрено, что в целях реализации образовательной программы в течение всего периода обучения для участников образовательных отношений должны быть созданы условия получения доступа к электронной информационно-образовательной среде образовательной организации, обеспечивающей: доступ к учебным планам и рабочим программам, онлайн-курсам и электронным учебно-методическим материалам; доступ к базам данных и информационным справочным системам; фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации; формирование цифрового индивидуального электронного портфолио обучающегося; возможность проведения всех видов занятий и взаимодействия между участниками образовательных отношений.
Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2024 года и действует до 1 сентября 2029 года, за исключением положения об использовании вузами и колледжами единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы для идентификации и аутентификации обучающихся в целях проведения промежуточной или итоговой аттестации и текущего контроля успеваемости, которое вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования документа.
Проведение профилактического визита по инициативе контролируемого лица
Прокуратура города Кандалакши разъясняет, с 4 августа 2023 года Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» дополнен порядком проведения профилактического визита по инициативе контролируемого лица.
Такая инициатива позволит контролируемому лицу своевременно получить актуальную информацию об обязательных требованиях, подходах к их соблюдению и на этой основе добровольно устранить возможные нарушения обязательных требований без применения соответствующих мер воздействия.
С целью инициирования профилактического визита контролируемое лицо должно направить соответствующее заявление в контрольный (надзорный) орган, который рассматривает полученное заявление и принимает по нему решение в течение 10 рабочих дней с даты регистрации заявления.
При принятии решения контрольный (надзорный) орган учитывает в том числе категорию риска, присвоенную объекту контроля.
Основаниями для отказа в проведении профилактического визита по заявлению контролируемого лица являются:
- поступление уведомления контролируемого лица об отзыве заявления;
- решение контрольного (надзорного) органа об отказе в проведении профилактического визита, принятое в течение двух месяцев до даты подачи заявления;
- невозможность в течение шести месяцев до даты подачи заявления проведения профилактического визита в связи с отсутствием контролируемого лица по месту осуществления деятельности либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица;
- наличие нецензурных либо оскорбительных выражений, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей в заявлении.
При принятии решения о проведении профилактического визита дата этого визита должна быть согласована контрольным (надзорным) органом с контролируемым лицом в течение 20 рабочих дней любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования.
Контрольный (надзорный) орган включает профилактический визит в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Верховный суд РФ указал, что не всякое транспортное средство, использованное преступником, подлежит конфискации
Прокуратура города Кандалакши разъясняет, что приговором суда мужчина осужден за незаконное перемещение через таможенную границу табачных изделий. Вещественное доказательство – автомобиль конфискован.
Судами апелляционной и кассационной инстанций приговор оставлен без изменений.
В своем определении от 05.10.2023 Верховный суд РФ указал, что конфискации подлежат лишь те транспортные средства, которые были использованы при совершении действий, входящих в объективную сторону преступления.
В данном случае оснований для конфискации такого автомобиля не имеется, поскольку мужчина переместил табачные изделия вручную и погрузил их в автомобиль уже после пересечения таможенной границы.
Приговор и последующие судебные решения в части конфискации отменены, автомобиль возвращен законному владельцу.
Об особенностях выбора непосредственного управления общедомовым имуществом многоквартирного дома
Прокуратура города Кандалакши разъясняет, что согласно положениям Жилищного кодекса Российской Федерации существует 3 способа управления многоквартирным домом:
- с помощью управляющей организации;
- через ТСЖ, ЖСК;
- непосредственное управление.
Непосредственное управление – один из способов управления (как правило, выбирается в небольших домах), при котором все функции по управлению многоквартирным домом осуществляются непосредственно собственниками.
Как правило, собственники выбирают данную форму управления с целью экономии денежных средств на содержании и ремонте общего имущества.
Однако в таком случае для проведения работ по содержанию общего имущества собственникам необходимо самостоятельно принимать решения на общем собрании. Жильцы самостоятельно должны следить за состоянием общего имущества, проводить текущий и капитальный ремонт, для чего заключать договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Устранение аварий и нарушений при содержании общего имущества также осуществляется собственниками самостоятельно и за свой счет.
Жители должны помнить о том, что при непосредственном способе управления многоквартирным домом в соответствии с законодательством Российской Федерации именно собственники несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества, в том числе административную.
Таким образом, собственники многоквартирных домов обязаны ответственно подходить к выбору способа управления многоквартирным домом.
C 1 января 2024 года изменится порядок определения нуждаемости семьи в государственной социальной помощи
Прокуратура города Кандалакши разъясняет, что при расчете нуждаемости в состав малоимущей семьи будут включаться только супруги, несовершеннолетние дети заявителя, дети, находящиеся под его опекой (попечительством), и его дети - студенты-очники в возрасте до 23 лет.
При этом расширен перечень лиц, которые при расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются:
- лица, находящиеся на полном государственном обеспечении (за исключением заявителя, а также детей, находящихся под его опекой (попечительством);
- военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, а также военнослужащие, обучающиеся в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования и не заключившие контракта о прохождении военной службы;
- лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы;
- лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда;
- лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу;
- лица, признанные безвестно отсутствующими или объявленные умершими;
- лица, находящиеся в розыске;
- несовершеннолетние дети заявителя, дети, находящиеся под опекой (попечительством) заявителя, дети заявителя в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения, состоящие в браке.
Кроме того, в доходах будут учитываться только суммы, получаемые членами семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной форме. Положения, касающиеся получения дохода в натуральной форме, исключены. Доходы от предпринимательской деятельности будут учитываться за вычетом расходов.
Заявление об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, теперь можно будет подать в электронном виде посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, а также через МФЦ.
Такие изменения внесены Федеральным законом от 24.07.2023 № 342-ФЗ, вступающим в силу с 01.01.2024, в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» и Федеральный закон «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
Дети участников СВО, а также сами участники СВО смогут переводиться с платного обучения на бесплатное
Прокуратура города Кандалакши разъясняет, перейти с платного образования на бесплатное смогут дети лиц, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, а также сами участники специальной военной операции, обучающиеся в высших учебных и средних специальных учебных заведениях.
Такой приказ Минобрнауки от 09.08.2023 № 776 вступил в силу 1 сентября.
Чтобы перейти с платного обучения на бесплатное необходимо подать заявление, приложив к нему документы, подтверждающие льготные основания. Заявление удовлетворят, если студент не имеет академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения.
Переход на бесплатное обучение осуществляется при наличии свободных мест.
Срок действия приказа до 31 августа 2024 года.
О доступности жилья для инвалидов
Прокуратура города Кандалакши разъясняет, что в Российском законодательстве правовые нормы, определяющие основы правового регулирования обеспечения доступности, содержатся в статьях 14 и15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Данные нормы предусматривают обеспечение доступности инвалидам к объектам социальной инфраструктуры, транспорту и в целом соответствуют ст. 9 Конвенции ООН о правах инвалидов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016№ 649 утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила).
Согласно требованиям Правил обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также по заявлениям граждан указанной категории.
В состав муниципальной комиссии включаются представители: органов муниципального жилищного контроля; органов местного самоуправления, в том числе в сфере социальной защиты населения, в сфере архитектуры и градостроительства; общественных объединений инвалидов.
Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности. Формы соответствующих заключений утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида является основанием для признания жилого помещения инвалида в установленном законодательством Российской Федерации порядке непригодным для проживания инвалида.
Таким образом, в случае нарушения условий доступности жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме для инвалидов, в соответствии с названными Правилами гражданам указанной категории необходимо обращаться в муниципальную комиссию по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах.
При несогласии с результатами комиссионного обследования акт обследования и заключение комиссии граждане вправе обжаловать в прокуратуру или в суд.
Конфликт интересов и меры по его предотвращению
Прокуратура города Кандалакши разъясняет.
Конфликт интересов - это ситуация, при которой личная заинтересованность государственного гражданского (муниципального) служащего (далее - служащий) влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей. Служащий и представитель нанимателя обязаны принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Соблюдение служащими указанного требования обеспечивается соответствующими комиссиями.
Конфликт интересов возникает на почве прямой или косвенной личной заинтересованности. Личная заинтересованность означает возможность в сложившейся ситуации получить доходы, выгоды, преимущества:
-самим служащим;
-лицами, состоящими со служащим в близком родстве или свойстве (близкими родственниками). К ним относятся его родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей. Тот факт, что служащий расторг брак, не является безусловным основанием для вывода об отсутствии личной заинтересованности.
-организациями или гражданами, с которыми служащий и (или) его близкие родственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
К случаям возникновения личной заинтересованности можно отнести ситуации, когда выгоду получают или могут получить иные лица, например, друзья служащего, его родственников.
Меры для предотвращения или урегулирования конфликта интересов.
Обязанность государственных гражданских и муниципальных служащих принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов предусмотрена п. 1 ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Закон № 273-ФЗ).
Перечень таких мер не является исчерпывающим. В частности, служащий обязан сообщить представителю нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (ч. 2 ст. 11 Закона № 273-ФЗ, п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Закон № 79-ФЗ), п. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (№ 25-ФЗ). Для этого необходимо направить представителю нанимателя соответствующее уведомление, при необходимости осуществить самоотвод (ч. 5 ст. 11 Закона № 273-ФЗ). Случаи самоотвода и его порядок устанавливаются законодательством РФ.
Самоотвод может быть заявлен, например, если служащий является членом конкурсной комиссии на замещение вакантной должности госоргана, при этом один из кандидатов - его родственник.
Отказаться от выгоды, ставшей причиной возникновения конфликта интересов (ч. 4 ст. 11 Закона № 273-ФЗ, ч. 3.1 ст. 19 Закона № 79-ФЗ, ч. 2.1 ст. 14.1 Закона № 25-ФЗ).
Передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов (ч. 7 ст. 11 Закона № 273-ФЗ, ч. 2 ст. 17 Закона № 79-ФЗ, ч. 2.2 ст. 14.1 Закона № 25-ФЗ).
Передача осуществляется в соответствии с гражданским законодательством РФ. Непринятие служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение.
Меры, которые обязан принять представитель нанимателя.
Представитель нанимателя обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к такому конфликту.
Представитель нанимателя, в частности, обязан изменить должностное или служебное положение служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей (ч. 4 ст. 11 Закона № 273ФЗ, ч. 3.1 ст. 19 Закона № 79-ФЗ, ч. 2.1 ст. 14.1 Закона № 25-ФЗ). Такое изменение может состоять как в исключении соответствующих функций из должностных (служебных) обязанностей служащего, так и в отстранении его от замещаемой должности.
Отстранение производится в установленном законодательством порядке. При этом служащему сохраняется денежное содержание.
Направить представление о возникновении у служащего конфликта интересов или о возможности его возникновения в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликтов интересов.
Непринятие представителем нанимателя мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение.
Образование комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликтов интересов.
Данная комиссия образуется в государственном органе (ч. 5 ст. 19 Закона № 79-ФЗ), а также может быть создана в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования (ч. 4 ст. 14.1 Закона № 25-ФЗ).
Комиссия осуществляет свою деятельность на основании положения, которое утверждается актом госоргана либо нормативными правовыми актами субъекта РФ и муниципальным правовым актом (ч. 6 ст. 19 Закона № 79-ФЗ, ч. 4 ст. 14.1 Закона № 25-ФЗ, п. п. 7 и 8 Указа Президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».
О размерах компенсации, выплачиваемой добровольцам или их родным в случае увечья, инвалидности или смерти
Прокуратура города Кандалакши разъясняет, что Указом Президента Российской Федерации от 03.08.2023 № 582 «О мерах по обеспечению обязательного государственного страхования жизни и здоровья граждан Российской Федерации, пребывающих в добровольческих формированиях» введены страховые гарантии в виде компенсаций для участников добровольческих формирований, в т. ч. бывших.
В случае гибели (смерти) участника, наступившей при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании; смерти бывшего участника из-за увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту, до истечения 1 года со дня прекращения контракта, предусмотрена выплата в размере 3 131 729,56 руб.
В числе получателей этой выплаты - супруг (супруга), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) гражданина в зарегистрированном браке с ним, родители, несовершеннолетние дети, подопечные. Сумма распределяется между всеми получателями в равных долях.
При установлении инвалидности участнику в период пребывания в добровольческом формировании и инвалидности бывшему участнику вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту, до истечения одного года со дня его прекращения также предусмотрены выплаты.
Так, при получении инвалидности I группы установлена выплата в размере 2 348 797,18 руб. при получении инвалидности II группы – 1 565 864,79 руб., при получении инвалидности III группы -782 932,40 руб.
При получении участником тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) в период пребывания в добровольческом формировании – 313 172,95 руб., легкого - 78 293,24 руб.
Указ вступает в силу со дня его подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 года.
С 1 октября 2023 года вступили в силу изменения в КоАП РФ в части правонарушений в области воинского учета
Прокуратура города Кандалакши разъясняет, что Федеральным законом от 31.07.2023 № 404-ФЗ, вступившим в силу 01.10.2023, внесены соответствующие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, введена административная ответственность за неоказание содействия военным комиссариатам в их мобилизационной работе при объявлении мобилизации (статья 19.38 КоАП РФ). Ответственность предусмотрена за неисполнение обязанности по обеспечению своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части либо неоказание содействия в организации таких оповещения и явки, а также за неисполнение обязанности по организации или обеспечению поставки техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации.
В статье 21.5 КоАП РФ взамен действующего состава административного правонарушения (неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету) вводится ответственность за:
- неявку гражданина без уважительной причины в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову иного органа, осуществляющего воинский учет;
- несообщение гражданином в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности, сведений о переезде на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией;
- несообщение гражданином в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, сведений о выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию либо неявка в военный комиссариат в установленный федеральным законом срок в случае наступления указанных событий;
- несообщение в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, гражданином, подлежащим призыву на военную службу, о выезде в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания.
Кроме этого, усилена ответственность за непредоставление в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, за непредоставление или несвоевременное предоставление должностными лицами государственных органов или организаций сведений, необходимых для ведения воинского учета, за уклонение от медицинского обследования, за умышленную порчу или утрату документов.